В каком году изобрели печатный станок

В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую – Гутенберг.

В каком году изобрели печатный станок

В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.

Авторство изобретения подвижных букв первое время присваивали Иоганну Фусту и Гутенбергу. Однако, позже появились подтверждения того, что Фуст к этому изобретению не причастен.

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров – дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.

В каком году изобрели печатный станок

Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником – Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию – первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.

Статья полезна? Поделитесь с друзьями:

Книгопечатание — процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте.

Страной изобретения книгопечатания считается Китай. Там в 1040-1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал своеобразный наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках глины, обжигая их, составляя из них текст на металлической пластине и прикрепляя их к этой пластине смолой. Однако глиняные литеры быстро изнашивались и не давали четкого отпечатка. Этот способ не нашел распространения, так как китайское письмо сложное и состоит из множества иероглифов. В 1392 г. корейцы достигли больших успехов, применив для размножения текстов медные литеры. В 1403 г. император Тай Тзунг в целях улучшения народного образования приказал печатать корейские книги с помощью таких литер.

История же европейского книгопечатания восходит к XV столетию, когда появились прообразы печатных изданий. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя – «Библия бедных» («Biblia pauperum»), «Зерцало спасения человеческого» («Speculum humanae salvationis») или «Искусство умирать» («Ars moriendi»), представляли собой оттиски с цельных досок (ксилография).

Ксилографические книги имели широкое хождение, но собственно к книгопечатанию имели косвенное отношение, так как печатание с досок не могло обеспечить большое количество экземпляров, а деревянная форма быстро изнашивались. Однако стоит отметить, что способом ксилографии книги издавались вплоть до 1530 г.

Гуттенберг и его последователи

Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Значительную часть жизни он провел в Страсбурге, где занимался шлифовкой полудрагоценных камней и зеркал. В 1448 г. Гутенберг появился в Майнце, где, взяв в долг 150 гульденов, продолжил работу над отливкой литерного набора и конструированием печатного станка. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий – называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей.

В том же 1609 г. в Аугсбурге появилась «Avisa Relation oder Zeitung» – другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте. Проникшее в немецкую печать итальянское слово «avviso» свидетельствует о генетической связи между первыми немецкими еженедельными газетами и их венецианскими прообразами. Формат немецких изданий и форма подачи новостей также напоминают венецианские avvisi.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617 – в Берлине, в 1618 – в Амстердаме, в 1620 – в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.

Что касается Кельна, то в этом городе, начиная с 1588 г, Михель фон Айтцинг издавал два раза в год подборку политических и военных событий за полугодие под названием «Relatio Historica» («Исторический вестник») и продавал свое издание осенью и весной на франкфуртских книжных ярмарках. В 1594 г. в Кельне появилось еще одно издание, освещавшее события за истекшее полугодие. «Mercurius Gallo Belgicus» («Галло-бельгийский Меркурий») выходил на латыни и был известен далеко за пределами Германии.

Читать также:  Самодельный минитрактор своими руками фото

К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.

Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.

Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием. В условиях жесткого цензурного давления роль своеобразного «катализатора» для появления английских и французских газет сыграла Голландия, которая в XVII столетии являлась самой либеральной страной Европы.

Хорошо налаженное типографское дело и умелое использование преимуществ «идеологического либерализма» позволило Голландии извлечь немалую прибыль от продажи печатной продукции в сопредельные страны (Англию, Францию), где она шла нарасхват.

В сентябре 1620 г. Каспар ван Хилтен (издатель и редактор первой голландской газеты «Courante uyt Italien, Duytsland, etc.» – «Вести из Италии, Германии и т.д.») начал переводить свое собственное издание на французский язык и распространять на территории Франции под названием «Courant d’Italic & d’Almaigne, etc.». По всей видимости, данное предприятие ван Хилтена имело коммерческий успех.

В декабре того же 1620 г. голландский гравер и картограф Питер ван де Кеере, проживший несколько лет в Лондоне, начинал издавать в Амстердаме на английском языке газету, представлявшую почти дословный перевод голландских «couranto». Первый номер издания Кеере от 2 декабря 1620 г. вышел без названия и начинался весьма примечательно: «The new tydings out of Italic are not yet com» – «Свежие новости из Италии еще не получены».

Со второго номера у данного издания появляется название «Corrant out of Italic, Germany, etc.» Новости, содержавшиеся в отпечатанной в Амстердаме газете, трудно было назвать свежими, но они давали читателям представление о происходивших в Европе событиях.

8. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе.

Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными [1][2][3] .

Цензурой называются также органы светской или духовной властей, осуществляющие такой контроль.

По мнению доктора исторических наук Т. М. Горяевой [Прим. 1] , цензура возникла в тот момент, когда группа людей, обладавшая властью и имуществом, стала навязывать свою волю остальным. Само слово «цензура» произошло отлат. census, что означало в Древнем Риме периодическую оценку имущества для разделения людей на сословия. Второе значение было связано с разделением по праву пользования привилегиями гражданства. Таким образом, по мнению Горяевой, древний цензор следил за благонадёжностью политической ориентации граждан [15] .

Атрибутом государственной и религиозной власти цензура стала в эпоху античности. Краткая еврейская энциклопедияприводит в качестве примера уничтожение иудейским царём Иоакимом свитка пророчеств Иеремии (608 — 598 до н. э.) [3] . Энциклопедия Британника отмечает, что в Афинах (480 — 410 до н. э.) были сожжены книги философа Протагорао богах [16] . Платон предлагал ввести комплекс запретов, ограждающих людей от вредного влияния художественных произведений [17] . Он стал первым мыслителем, обосновавшим необходимость сочетания самоцензуры художника с предварительной общественной цензурой. Впоследствии цензура и репрессии за свободомыслие стали неотъемлемой частью политики Римской республики и Римской империи [18][15] . В 213 году до н. э. китайский император Цинь Шихуанди приказал сжечь все книги, кроме медицинских, сельскохозяйственных и научных чтобы защитить империю от предполагаемой опасности поэзии, истории и философии [19] .

Первые цензурные списки восходят к неприемлемым апокрифическим книгам, перечень которых был составлен в 494 г. н. э. при римском епископе (папе) Геласии I. Предварительная цензура на книги впервые была введена в 1471 году папой Сикстом IV [20] . Далее последовали аналогичные решения папы Иннокентия VIII (1487) и Латеранского собора(1512).

Позднее при папе Павле IV в 1557 году был выпущен «Индекс запрещённых книг» («Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменен только в 1966 году. А в 1571 году папа Пий V учредил Congrecatio Indicis, согласно которому ни один католик под страхом отлучения от церкви не мог читать или хранить книги, не входившие в указанный папой список. На кострах религиозной цензуры часто сжигали не только запрещённые книги, но и их авторов. Период церковной Реформации также отличался нетерпимостью к инакомыслию [21] . Европейское общество того времени было заражено агрессивнойксенофобией, а власти поддерживали церковную цензуру административными, судебными и силовыми мерами [18] .

В дальнейшем появились критики цензуры, например Пьер Абеляр, Эразм Роттердамский и Мишель Монтень, которые начали выражать сомнение в её пользе и целесообразности. Сторонниками жёсткой формы цензуры были Бернард Клервоский, Мартин Лютер и Томмазо Кампанелла. В эпоху Просвещенияфилософы и политики провозглашали идеи свободы слова, печати и собраний [21] . Британский философ Томас Гоббс считал, что если церковный запрет не подтверждён государственным законом — он не более чем совет. Поэт Джон Мильтон, выступая в английском парламенте 16 июня 1643 года впервые специально рассмотрел особенности цензуры как общественного института. Его критический трактат «Ареопагитика» приблизил отмену предварительной цензуры в Англии, которая произошла в 1695 году.

9. Зарождение и становление политической публицистики и её роль в общественной жизни.

ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. Зарождение публицистики относится, конечно, к той эпохе, когда впервые появился массовый читатель, равно как и средства воспроизводить литературные произведения в большом количестве, т.-е. к началу капиталистического периода Европы, с наплывом новых идей, соответствовавших новым общественным отношениям, с развитием городской жизни и торговли, с появлением ряда открытий и изобретений и в первую голову —книгопечатания. Публицистика — дитя молодой, зарождающейся буржуазии и развивается в Европе вместе с развитием буржуазных отношений. Поэтому родиной публицистики является Италия, где вместе с первыми банками появились и первые газеты и где в эпоху «Возрождения» возникла первая литературная форма публицистики — памфлет, т.-е. небольшая брошюра ярко агитационного содержания, занимающаяся каким-либо злободневным, наболевшим вопросом или нападающая на особо ненавистных в политическом отношении лиц и группы.

Конец средних веков и начало нового времени, эпоха крушения феодализма, с его натуральным хозяйством, экономическим и духовным застоем, есть эпоха глубоко революционная. И как все последующие революционные эпохи, она создает обширную публицистическую литературу и в первую очередь памфлеты. Кроме ряда итальянских гуманистов, выступивших против католической церкви, особенно

прославились в конце XV и начале XVI века германские гуманисты Эразм Роттердамский с его «Похвалой глупости» и Рейхлин — своими «Письмами темных людей», высмеивавшими невежественных монахов, наиболее ненавистную и реакционную общественную группу того времени. Великое общественное движение, известное под названием реформации, всколыхнувшее огромные массы низших слоев населения, впервые создало публицистику для народа, популярную, грубую по форме, но нередко едкую и остроумную. Ядовитыми памфлетами полемического характера обменивались вождь умеренной реформации — Лютер с апостолом еретического коммунизма и вождем крестьянского восстания 1525 г. — Фомой Мюнцером, который в своих брошюрах и воззваниях предавал проклятию и духовенство, и властей.

Читать также:  Декор из металла своими руками

Особенно развился памфлет в эпоху первой английской революции XVII в. Великий английский поэт Мильтон впервые в истории написал памфлет в защиту свободы печати. Тогда же появился знаменитый памфлет „Killing — no murder“ («умерщвление — не убийство»), оправдывавший казнь короля. Ряд памфлетов был написан демократом Лильборном и коммунистами — «истинными левеллерами». С тех пор памфлет сделался любимым духовным оружием английских оппозиционных партий и дал образцы высокого агитационного мастерства, особенно во время больших политических кампаний, как борьба за избирательную реформу и за отмену хлебных законов в первой половине XIX в., борьба за освобождение Ирландии или чартизм. Замечательного развития достиг также памфлет (наряду с политическими газетами) в эпоху Великой французской революции, которая открылась брошюрой аббата Сийеса «Что такое третье сословие», достигла апогея в газетах Марата и окончилась «Народным трибуном» Бабефа. В эпоху реставрации сатирическими памфлетами против вернувшихся дворян и королевской администрации прославился французский Щедрин — Поль Луи Курье. Замечательны также памфлеты социалистов 30-х и 40-х г.г. После того памфлета все

более вытесняется во Франции газетной публицистикой.

В Германии до революции 1848 г. в качестве публицистов прославились поэт Гейне и критик Берне. Но затем первое место бесспорно занял Карл Маркс, который в своих памфлетах и газетных статьях умел соединять блестящий литературный талант, остроумие и язвительный, убивающий сарказм с глубоким и ясным теоретическим анализом. Вот почему его памфлеты — одновременно и агитационные, и глубоко научные работы. Первой такой работой явился «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса. Затем статьи Маркса в «Новой Рейнской газете», «18-е Брюмера Луи Бонапарта», где с уничтожающей сатирой и насмешкой по адресу героя переворота 1851 г. дается и классовое объяснение самой возможности этого переворота, — наконец, «Гражданская война во Франции», манифест I Интернационала, выпущенный тотчас после усмирения Парижской Коммуны.

Большим мастером агитационно-научного памфлета был в Германии и Лассаль, который писал свои речи и распространял их в форме брошюр.

ЧЕРНАЯ КРОВЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Сергей Сумленный / «Эксперт» , 27.07.2009

В каком году изобрели печатный станок

Изобретение книгопечатания стало одним из мощнейших технологических прорывов за всю историю человечества. Система образования, национальные языки, религиозные конфессии — вся современная цивилизация вышла из-под печатного станка, изобретенного пять с половиной веков назад.

«С овременную цивилизацию создали два человека — апостол Павел и Иоганн Гутенберг» — это утверждение лишь на первый взгляд является преувеличением. Если апостол Павел обеспечил победу христианства, сформировав таким образом духовный фундамент европейской цивилизации, то изобретатель книгопечатания Иоганн Гутенберг заложил коммуникационную основу нашего мира, создав форму производства, накопления и передачи знания — и определив таким образом саму структуру знания.

Вопреки популярному заблуждению Гутенберг не изобрел печатный станок — печатные прессы наподобие винтовых прессов для отжима вина, применяемые для оттиска страниц книг с деревянных клише, были известны и до него — в Китае, в Корее и в Европе. Заслуга Гутенберга заключается в другом. Уроженец немецкого Майнца в середине XV века сделал нечто большее, чем просто печатный пресс, — он изобрел книгопечатание как технологию.

Догутенбергова печать была не менее трудозатратной, чем переписывание книг от руки. Процесс осуществлялся с помощью деревянных форм высокой печати (то есть такой печати, при которой печатный элемент, соприкасающийся с бумагой и оставляющий оттиск, возвышается над основой печатной формы), каждая из которых отвечала за одну страницу текста. Такие формы не только быстро изнашивались и требовали каждый раз нового трудоемкого изготовления, они еще и не позволяли исправить ни одной ошибки — ведь для этого надо было переделывать всю форму. По сути, это мало чем отличалось от труда переписчика — одно неверное движение портило всю страницу. Печатный процесс, таким образом, был более чем сложным и неэффективным.

Иоганн Гутенберг догадался использовать для печати формы, собираемые каждый раз из отдельных металлических литер. Так что форму для страницы любой книги можно было создать за несколько минут из заранее отлитых и хранящихся в типографской кассе литер. Помимо этого Гутенберг разработал и сплав для изготовления литер — из олова, свинца и сурьмы, а также водостойкие чернила, но главной его заслугой стало именно изобретение технологии создания изменяющихся, легко собираемых и универсальных печатных форм. Впервые изготовление печатной формы стало занимать меньше времени, чем банальное переписывание страницы вручную. Устойчивость формы к износу сделала печать единственным эффективным способом распространения информации — вплоть до появления цифровых носителей в конце ХХ века.

Создавая галактику

Распространение книгопечатания в гутенберговской технологии было более чем стремительным. В 1458 году основана типография в Страсбурге, в 1462 году — в Вене, в 1464−м — в Базеле. Еще через год типография открылась в Кельне, спустя два года , годом позже — в Аугсбурге.

Новые типографии росли как грибы после дождя: 1470 год — Нюрнберг (здесь типография Антона Кобергера превратилась в крупнейшее производство с 24 прессами, на которых работало более 100 человек), 1472−й — Ульм, 1473−й — Барселона. Если в 1470 году в мире существовало лишь 17 городов с типографиями, то спустя двадцать лет — уже более 200.

Далее развитие шло еще более стремительно. К концу XV века в одной только Италии насчитывалось 77 типографий, в Голландии — более 30. Печатные дворы открывались в Польше и Венгрии. В 1531 году исландский епископ Йон Арасон лично приказал привезти печатные прессы кораблями в Исландию. В Османской империи, где печать на арабском языке была запрещена уже в 1483 году под страхом смертной казни, открывались подпольные типографии: в Адрианополе, Белграде, Салониках и Смирне. В середине XVI века печатный двор был открыт в Москве, в конце XVI века — в Мексике. Печатное слово завоевало мир.

«Высокие заслуги книгопечатания невозможно выразить словами. Благодаря ему Священное Писание открывается и распространяется на всех языках. Через него становятся доступны, умножаются и передаются потомкам науки и искусства. Господь распространяет Благую Весть через печатный станок. Он есть последнее пламя перед исчезновением мира», — с восторгом говорил о печатном станке Мартин Лютер.

Отца немецкой Реформации легко можно понять. По мнению многих историков, книгопечатание сделало возможной европейскую Реформацию. Именно книгопечатания не хватило для успеха европейским предреформаторам Яну Гусу и Джону Уиклиффу для распространения их идей.

Немецким протестантам повезло больше: печатный станок, позволяющий в кратчайшие сроки размножить религиозные и политические воззвания, стал их главным оружием, успешно поддерживающим выступавших на их стороне тяжелых рыцарей. Неудивительно, что первая типография, появившаяся в Венгрии, была основана кальвинистами и начала выпускать религиозные памфлеты — протестанты активно боролись за умы европейцев.

Печатная технология позволяла протестантам вести войну идей с беспрецедентным накалом, причем для этих целей использовались не только переведенная на немецкий язык Библия, книги Эразма Роттердамского или памфлеты Ульриха фон Гуттена. Междоусобная религиозная война в Германии стала первой войной, в которой стороны массово использовали пропагандистские листовки — с простыми карикатурами и краткими призывами.

В Гражданскую войну в Советской России пропагандистские «Окна РОСТа» рисовали лучшие В религиозную войну в Германии одной из ведущих типографий протестантов владел художник Лукас Технология впервые шагала в ногу с искусством и идеологией. «Печатное слово стало не просто средством передачи информации, оно само стало информацией», — скажет, размышляя о значении открытия Гутенберга для нашей цивилизации, известный американский философ XX века Маршалл Маклюэн, автор книги «Галактика Гутенберга».

Читать также:  Чем склеить полистирол между собой

Отформатировать Европу

В ходе религиозной войны печатный станок использовался лишь как одно из средств борьбы за умы, мечи и кошельки феодалов и простых граждан. Между тем сегодня очевидно, что изменения, произошедшие в мире благодаря распространению типографий, оказались глобальными. «Визуально воспринимаемое печатное слово создает унифицированное и однородное пространство. Такое слово чуждо разнообразию устного слова», — пишет Маршалл Маклюэн.

С Маклюэном сложно не согласиться. Печатный станок действительно создал совершенно новый мир — деконструировав старый и заново сконструировав его, заставив человечество переосмыслить свое существование. Печатный пресс произвел настоящую культурологическую революцию, взорвав существовавшую до него европейскую культуру и создав из ее обломков новый мир.

Изменения начались с, казалось бы, мелочей. Так, впервые в истории человечества книга перестала быть уникальным предметом. Печатный станок удешевил производство книг и позволил размножать их невиданными ранее тиражами. Фактически это означало, что книгами смогло владеть большее количество людей, а каждый владелец книг смог владеть большим их количеством. Впервые оказалось возможным удовлетворить жажду чтения образованного городского класса.

Использование печатных прессов позволило добиться абсолютного, безошибочного копирования воспроизводимых текстов. Если раньше любое переписывание вносило в текст сотни ошибок, причем как случайных, так и сознательных, вызванных желанием переписчика «украсить» рассказ или «исправить» его, то появление профессии наборщика означало, что сотни читателей одного тиража, купившие книгу в Лондоне, Франкфурте или Болонье, читают действительно одну и ту же книгу. Вплоть до последней запятой.

Фантастическое увеличение объема печатаемых книг при их куда более сохранном содержании вызвало к жизни вопрос авторства — впервые имя автора книги стали помещать на титульный лист. Сама по себе книготорговля стала динамично растущей отраслью экономики — первая книжная ярмарка во Франкфурте состоялась в 1485 году, то есть спустя лишь тридцать лет после изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом, а уже в 1596 году в книжной ярмарке принимали участие 90 книгопечатников и книготорговцев.

Книгопечатание продолжало сотрясать основы тогдашней европейской цивилизации, создавая новую культуру. Переводчики Библии на национальные языки европейских народов формировали эти языки так же, как спустя сотню лет европейские миссионеры будут формировать языки народов Африки и Азии, переводя Библию и создавая алфавит уже для них. Религиозные реформаторы, массово выпускавшие полемические тексты, сплавляли высокий стиль печатного слова с живостью разговорного языка, формируя нормы языков Европы на сотни лет вперед. Спустя двадцать лет после начала Реформации в 1517 году треть всех публиковавшихся на немецком языке текстов были сочинениями Мартина Лютера — что фактически сделало язык и стиль Лютера современным литературным немецким языком.

Унифицированные типографские шрифты еще более способствовали узнаванию текстов и унификации письма. От Восточной Европы до Латинской Америки национальные языки развивались и оформлялись благодаря книгопечатанию. Еще в XIV веке индейские племена Мексики зачастую не имели письменности. В конце XVI века более 30% издававшихся в Мексике книг выходило на языках индейцев, общий тираж (включая словари индейских языков) составлял 3% от общемирового тиража книжной продукции.

Наконец, массовое книгопечатание сделало книги настолько дешевыми, что обеспечило не только возможность массового производства учебных пособий, но и потребность в обучении населения грамоте. Ответ общества не заставил себя долго ждать: уже в 1598 году в Страсбурге — на родине книгопечатания — было введено обязательное школьное образование. В 1619 году его примеру последовал Веймар, в 1642−м — Гота. В 1717 году Пруссия ввела обязательное школьное образование для мальчиков и девочек.

Печатный станок вовлекал в галактику Гутенберга все больше людей. Если во времена Лютера грамотным было не более 2% населения Германии, то к 1800 году эта доля достигла 50%. Массовое школьное обучение, в свою очередь, стало главным условием для индустриализации Европы: ведь именно массовые школы готовили людей, способных к коллективному иерархическому механистическому труду с разделением задач, жестким графиком начала и окончания работ, а также требованиями к точности и формальности операций.

Машина знания

Печатный станок сделал возможным и осмысленным не только массовое школьное образование. Вообще, вся известная нам сегодня модель накопления знаний была создана исключительно благодаря гутенберговскому печатному станку. Книга как общедоступное хранилище знаний могла появиться только в обществе, имеющем печатный станок. Массовое издание энциклопедий в мире, переписывающем книги, было просто невозможно — не только затрат на производство или обязательных ошибок при переписке, технологической невозможности использования требуемого мелкого шрифта на требуемой тонкой бумаге. Говоря проще, начиная с определенного этапа развития науки представлялось невозможным создать энциклопедию, переписав ее тираж от руки в разумный срок и уместив тома энциклопедии в разумный физический объем.

Обмен научной информацией превратился с внедрением печатных прессов в стремительный промышленный процесс. Тезисы научного открытия, напечатанные в типографии в Лейдене, попадали в руки ученых в Оксфорде и Праге в абсолютно одинаковом виде — и уже поэтому вызывали у читающих схожие вопросы. Печатный процесс стандартизировал научный текст, который все больше формализовывался и унифицировался. Резкое увеличение объема бумажной информации заставило научное сообщество начать вырабатывать принципы систематизации печатной информации в научных библиотеках. Впервые стали печататься книги о книгах — библиотечные справочники, списки опубликованной литературы. Из шаманского моря устных преданий, личных контактов и безымянных манускриптов человеческое знание превратилось в подробно откартографированный океан книг и сборников.

Возможность массового издания гигантских объемов текста позволила массово издавать сборники законов и нормативных актов. Таким образом, книгопечатание сделало возможным унификацию законодательства. Многотомные кодексы, одинаковые во всех судах государства, кардинальным образом изменили профессию юриста, превратив судью из уникального чиновника, ведущего процесс скорее на основании своего здравого смысла и представлений о справедливости, в механизм реализации унифицированного, механистического права. Идея Фридриха Великого, мечтавшего создать идеальный гражданский кодекс, описывающий любую из возможных житейских коллизий — вплоть до действий вахмистра, если во вверенном ему околотке мать отказывается кормить младенца грудью, — не могла бы возникнуть в догутенберговскую эру. Поскольку ни один монарх догутенберговской эпохи не был в состоянии снабдить своих судей подобным многотысячестраничным судебником. Обратной стороной этого процесса стало создание института государственного цензорства — так же механистически и регулярно контролировавшего содержание печатных изданий, выходивших в государстве.

Процесс книгопечатания, запущенный в XV веке Иоганном Гутенбергом, создал не просто принципиально новую концепцию накопления и передачи знаний. Он изменил само понятие о том, что такое знание, он заново создал само это знание. Свинцовые наборные литеры превратились в скелет эпохи Нового времени. Черная краска, оставляющая геометрический узор на бумажных листах, стала ее кровью.

Печатный пресс, тысячами выплевывавший одинаковые листы бумаги, одинаково густо испещренные отпечатками свинцовых литер, не только вызвал к жизни индустриальный век, но и сам стал его воплощением — воплощением века унифицированных и организованных масс, века промышленной революции, века борьбы конкурирующих идей и марширующих колонн.

Не Гутенберг изобрел печатный станок. Его заслуга в том, что он догадался использовать для печати формы, собираемые каждый раз из отдельных металлических литер

В каком году изобрели печатный станокПочтовый адрес для отправки произведений:
123557, –>

© «Центр поддержки отечественной словесности»

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector