Ареометр поплавок для электролита

Каждый владелец автотранспортного средства хочет, чтобы аккумулятор служил как можно дольше. И если ресурс необслуживаемых АКБ ограничен производителем, то обслуживаемые источники питания при грамотном сервисе могут пережить автомобиль. Один из важнейших показателей — плотность электролита. Чтобы его контролировать, необходимо знать, как правильно пользоваться ареометром для аккумулятора — прибором, позволяющим измерять степень закисленности раствора в ячейках батареи.Ареометр поплавок для электролита

Что такое ареометр

Плотность — это вес смешанной с водой серной кислоты по отношению ко всему объему раствора, другими словами это степень закисленности данной смеси. Закон о гидростатике гласит, что при погружении тела в жидкую среду его вес равняется массе вытесняемого объема. На основе данного принципа и работает это нехитрое устройство, позволяющее с точностью до сотых значений определить кислотность смеси в г/см куб.

Ареометр поплавок для электролита

Конструктивно ареометр для аккумулятора имеет вид стеклянного поплавка, с расположенной внутри шкалой измерения. Во многих моделях он помещен в прозрачную колбу (пипетку) из стекла или пластика. Это максимально упрощает процедуру забора жидкости. При использовании некоторых видов ареометров можно проводить измерение не только кислотности, но и температуры тосола. В полном сборе вся конструкция состоит из следующих деталей:

  • Ареометр;
  • Груша;
  • Стеклянная пипетка, в которую помещается сам прибор;
  • Плотная пробка;
  • Заборник.

Обзор популярных моделей ареометров

Автовладельцы, впервые столкнувшиеся с измерением кислотности, задаются вопросом, какие бывают ареометры для замера плотности электролита, и какие у них цены. Современные производители предлагают несколько разновидностей этих приборов, которые различаются, как стоимостью и внешним видом, так и функционалом.

Наиболее популярными являются:

  • Sparta 549125. Модель, имеющая компактные размеры, прочный корпус из стекла и невысокую стоимость.
  • SKYBEAR 623000. Недорогой китайский аналог, по отзывам хорошая вещь за такие деньги.
  • Орион АР-02. Плотномер для электролита отечественного производства (НПП Орион г. Санкт-Петербург). Колба стеклянная, но, как утверждают владельцы, поплавок к ней постоянно липнет, что заставляет немного понервничать в процессе замеров.
  • Рефрактометры (цифровые ареометры). Это инструменты для профессионального использования. Могут измерять характеристики множества разных жидкостей, из которых автомобилистам будут полезны кислотность электролита и температура тосола (антифриза). Стоят дорого, но зато могут настраиваться по дистиллированной воде, что позволяет всегда правильно определять параметры, вне зависимости от внешних условий. Заказать цифровой ареометр можно у китайцев.

Ареометр поплавок для электролита

Бюджетные измерители плотности можно приобрести по цене от 100 до 600 руб. Профессиональные инструменты стоят от 800 руб.

Как пользоваться ареометром и что при этом нужно учитывать

Чтобы пользоваться ареометром для аккумулятора правильно, следует соблюдать оптимальные условия его эксплуатации. Устройство предназначено для проверки показателей кислотности, находящихся в диапазонах от 1100 г/см3 до 1300 г/см3. Также некоторые модели могут определять температуру охлаждающей жидкости. Ее значения могут варьироваться, как правило, в пределах –20…+40 градусов.

Рекомендуемая температура измеряемой смеси составляет 20°C ±2°C. При отклонениях от рекомендованных значений в показания вводится поправка, в соответствии с таблицей:

Температура измеряемой жидкости, °C-20°С-10°С0°С10°С20°С30°С40°С
Величина поправкиДля электролита, г/см куб.-0,035-0,025-0,014-0,007+0,007+0,014
Для тосола, °С+27+21+12+5-7-12

Как пользоваться ареометром для аккумулятора, чтобы всегда правильно определять параметры раствора? Следует соблюдать простую последовательность шагов.

  1. Сначала необходимо собрать готовую конструкцию. Это означает поместить поплавок в пипетку, с одной стороны которой надеть грушу, а с другой — закрепить пробку с наконечником.
  2. Сжав грушу, пипетку требуется погрузить в жидкую среду. Постепенно ослабляя давление важно добиться такого заполнения сосуда пипетки, чтобы поплавок свободно плавал в вертикальном положении.
  3. Правильно произвести считывание значений по шкале в точке соприкосновения с жидкостью.
  4. После завершения процедуры важно полностью промыть всю конструкцию. Это не только продлит эксплуатацию прибора, но и поможет избежать ошибок показаний при дальнейшем использовании.

Советы и рекомендации по работе с ареометром

Чтобы правильно пользоваться ареометром для АКБ и сохранить достоверность результатов, следует учитывать некоторые важные нюансы:

  • Соблюдением техники безопасности не следует пренебрегать. Попадание кислоты на кожу станет причиной возникновения ожога, а в случае попадания на одежду приведет ее в негодность для дальнейшего использования.
  • Измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром важно проводить правильно — так, чтобы исключить соприкосновение поплавка с краями емкости (корпуса). В противном случае он может «залипнуть» и показания будут недостоверными.
  • Будьте осторожны при взаимодействии с тосолом. Некоторые производители используют в составе опасный компонент – этиленгликоль, который (в отличие от пропиленгликоля) очень ядовит и при длительном воздействии на кожу может привести к ее серьезному повреждению.
Читать также:  Рейсмусовый станок по дереву отзывы

Знание о том, как пользоваться плотномером для электролита правильно, позволит самостоятельно проверять уровень кислотности в аккумуляторе. Что в совокупности с грамотной ее корректировкой продлит жизнь вашего квадратного друга на долгие годы.

Сразу оговорюсь, что обзаводиться этой незатейливой вещицей есть смысл тем, кто использует обслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Ну собственно тем, кому не жалко потратить 2500-4500 тысячи рублей на покупку нового аккумулятора, покупать эту штуку за 50 рублей тоже не надо 🙂
Я же люблю узнавать новое, а как только узнаю, что-то интересное, погружаюсь в процесс детального изучения. Вот и погрузилась, в автомобильные аккумуляторы.
Вот и узнала, что погибающий обслуживаемый аккумулятор оказывается можно еще реанимировать, причем дело может оказаться вовсе не в том, что его нужно зарядить. Бывает и так, что еще вчера полностью заряженный аккумулятор сегодня уже почти не дышит, стартер не крутит и авто превращается в бесполезное существо, только занимающее место во дворе.
Проблема может быть в падении плотности электролита в аккумуляторе. произойти это может по нескольким причинам, и в данном случае они нам и не важны. нам надо диагностировать неполадку, с последующим ее устранением. Для этого собственно говоря нам и потребуется эта незатейливая вещица – ареометр.
Ареометры бывают разные. Есть для измерения электролита, есть для тосола, есть для дизельного топлива и масел, есть для антифриза (ну есть для спирта и пр., но мы говорим о тех, что обслуживают авто).
Есть же такие, которые способны измерять плотность разных нужных жидкостей. Так, мой ареометр АЭТ-1 способен измерять плотность электролита и тосола.
На примере электролита я вам и покажу, как он работает. Но сначала немного о его "анатомии".

Ареометр поплавок для электролита

Он продается вот в такой пластмассовой тубе с крышкой-воронкой. Устройство типа АЭТ-1 производится в России, производителей много, зачастую это небольшие, мало кому известные ООО и прочие небольшие производственные объединения. Мой как раз произведен одним из таких, в славном городе Санкт-Петербург, однако точно восстановить название ООО не представляется возможным, а потому будем говорить о самом ареометре подобного типа.

Ареометр поплавок для электролита

Устройство его очень несложное, ареометр состоит из нескольких частей, его можно полностью разобрать за 5 секунд:

Ареометр поплавок для электролита

Собственно непосредственно роль ареометра выполняет вот эта герметично запаянная стеклянная колба-поплавок, внутри которой есть специальный противовес и бумажная шкала делений, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для измерения плотности электролита и с градусах Цельсия, для тосола.

Ареометр поплавок для электролита

Противовес поплавка ареометра наполнен мелкими металлическими шариками, которые при помощи специального вещества зафиксированы в нем так, что не могут произвольно перемещаться внутри колбы.

Ареометр поплавок для электролита

Все остальное, что прилагается в наборе – это устройство для отбора жидкостей, которое выполнено из кислотоустойчивого прозрачного полимера, состоящее из пипетки, резинового баллона, заглушки и пробки с наконечником.

Ареометр поплавок для электролита

Сборка устройства осуществляется легко, главное не перепутать и устанавливать поплавок ареометра грузом вниз, иначе результат измерений вас удивит!

Ареометр поплавок для электролита

Все, готово, теперь можно пользоваться.

Ареометр поплавок для электролита

На внешней колбе так же есть шкала делений. Она показывает какой объем жидкости вы набрали из аккумулятора или радиатора (если говорить о тосоле).

Ареометр поплавок для электролита

В том случае, если потребуется увеличить плотность электролита не путем долива воды в аккумулятор, а с добавлением кислоты (ну если у вас аккумулятор совсем динозавр), то на упаковке есть пямятка о том, что надо кислоту добавлять в воду, а не наоборот, иначе можно получить сильные химические ожоги.

Ареометр поплавок для электролита

Пользоваться ареометром просто, однако при использовании необходимо помнить о том, что точность измерения будет зависеть от температуры воздуха, оптимальной считается температура около 20 градусов по Цельсию (+/- 2). Если же температура отличается, то необходимо делать небольшие поправки к полученному значению.
Таблица корректировки значений приведена в скромном листочке-паспорте, который прилагается к ареометру, правда у нас он случайно был помыт вместе с самим прибором, (а после каждого использования его необходимо мыть обязательно!), а потому он имеет несколько пожеванный вид 🙂

Ареометр поплавок для электролита

Ну а теперь о том, как выглядит измерение плотности электролита.
Итак, мы имеем аккумулятор, который был найден в самом дальнем угла гаража, и очень хотелось знать, а жив ли он (для полной диагностики еще пришлось подключить нагрузочную вилку).
Поскольку аккумулятор этот обслуживаемый, то по очереди откручиваем пробки в отсеки и делаем забор электролита.

Ареометр поплавок для электролита

Не всегда с первого раза, во всяком случае у меня, получается провести измерение. иногда приходится перенабирать жидкость из аккумулятора по два-три раза. Секрет успеха в том, что надо как можно сильнее выжать воздух из груши перед забором, чтоб внутрь всосалось как можно больше жидкости.

Читать также:  Собственная частота колебаний пружинного маятника

Ареометр поплавок для электролита

Ареометр должен максимально погрузиться в электролит. И та цифра, на которой окажется линия жидкости и будет нашим искомым значением.
В данном случае измерение проводилось при температуре воздуха +5 градусов, а потому полученное значение необходимо подкорректировать исходя их таблицы, имеющейся в паспорте.
Ареометр показал нам плотность 1300 кг/м3, еще отнимаем исходя из температуры, ну скажем 10, в общем видно, что показатель соответствует норме для северных районов в зимнее время.
В общем нужно чуток водички дистиллированной подлить.

Ареометр поплавок для электролита

Понятно, что подобные измерения производятся не каждый день, а некоторые этим вопросом вообще не загружаются. Однако, по моему мнению, даже если какая-то вещь используется редко, то она все равно должна быть удобной в применении.
И к ареометру АЭТ-1 у меня в этом смысле есть замечание. Про то, что не всегда с первого раза получается вобрать достаточное для измерения количество электролита я уже сказала.
Но есть еще одно неудобство. Измерение надо проводить быстро, поскольку как только перестаешь надавливать на резиновую грушу, выпускающую из устройства воздух, электролит сразу стремительно начинает вытекать обратно. Собственно этот процесс очень хорошо виден на фотографии выше.
Мало того, что это не удобно особенно если измерение производит один человек, надо и ареометр ровно держать, и значение смотреть, да еще и электролитом себя и все вокруг постараться не залить.
Да еще и пролитые капли электролита (все-таки кислота с водой) попадая на крышку аккумулятора оставляют на ней кислотные разводы.
В общем впечатление получилось двойственное. С одной стороны это незамысловатость конструкции, его надежность, сломать этот ареометр можно лишь в том случае, если его раздавить, и точность измерения (с поправками на температуру разумеется).
Но с другой стороны определенные неудобства при использовании.
Зато стоит дешево, и может помочь сэкономить еще бОльшую сумму на покупке нового аккумулятора, если вы обладаете руками, растущими из нужного места.
В общем плюсов на мой взгляд все-таки больше, а потому я готова выделить место этому "градуснику" в аптечке для автомобиля.

Одним из ключевых вопросов при подготовке автомобиля к зимней эксплуатации является состояние аккумуляторной батареи. Контролируется уровень электролита в устройстве, степень разрядки батареи. Для условий суровой эксплуатации также следует вспомнить, как проверить плотность аккумулятора ареометром, и измерить показатель для АКБ.

Электролит представляет собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды, образованную соединением разных пропорций двух жидкостей. К примеру, при значении 1,27 г/см3 пропорцию следует понимать как 1,27 части кислоты в 1 доли воды.

Нормальные показания плотности лежат в диапазоне от 1,25 до 1,28 г/см3. При этом значения 1,25 будет достаточно при эксплуатации вплоть до температуры «-5 С°». В условиях суровой зимы плотность следует поддерживать в верхнем диапазоне – от 1,28 и до 1,30 г/см3.

При регулярных процессах разрядки и зарядки происходит частичное выкипание воды из электролита. А вот если случалась глубокая разрядка АКБ, или зарядка проводилась сильным током с активным кипением, то возможно и снижение уровня кислоты в растворе.

Если проверка плотности электролита в аккумуляторе отразила заниженное значение, то для повышения плотности используют доливку только состава с повышенным значением. Нельзя в этих целях доливать только кислоту или воду.

Ареометр поплавок для электролита

Что такое ареометр?

Ответ на вопрос, что такое ареометр несложно составить, если рассмотреть состав слова:

  • Арео – разряженный, что подходит для жидкости;
  • Метр – измерить.

Принцип работы ареометра основан на законе Архимеда, когда на тело, помещенное в жидкость, действует сила, связанная с плотностью самой жидкой среды. Другим словом, плотность влияет на уровень погружения предмета, которым и является измерительный прибор.

Следует учитывать, что при помощи общего принципа действия измеряют плотность спиртовых растворов, антифризов. Поэтому при выборе автомобильного ареометра учитывают область применения конкретной модели.

Конструкция ареометра для электролита

Конструктивные особенности устройства связаны с его техническими особенностями. Так, ареометр для электролита аналогового принципа действия состоит из следующих ключевых элементов:

  1. Стеклянная или пластиковая колба.
  2. Резиновая груша.
  3. Пипетка.
  4. Собственно ареометр. Измерительный элемент является герметично запаянным. В нижней части расположен грузик, а сверху – нанесена измерительная шкала.

При заборе жидкости в колбу становится понятно, как работает ареометр, когда поплавок загруженной частью опускается в электролит. Выступающая шкала с делениями позволяет точно определить показатель плотности.

Классификация приборов будет неполной, если не отразить все разновидности современных устройств. Виды ареометров дополняют цифровые приборы, которые способны точно измерить жидкости любого рода – электролиты, антифризы. Такие устройства, как ареометр электронный, легко поддаются калибровке по дистиллированной воде, но с учетом большей стоимости редко используются в индивидуальных условиях.

Читать также:  Как определить растяжение пружины формула

Ареометр поплавок для электролита

Техника безопасности при измерении плотности электролита ареометром

При выполнении замеров следует учитывать, что предстоит взаимодействие с агрессивной химической средой. Опасное действие раствора возможно в следующих случаях:

  • при попадании в глаза;
  • за счет возможного контакта с кожными покровами;
  • при воздействии на слизистую оболочку или при вдыхании паров.

Перед работами вспомните, для чего нужен ареометр, и позаботьтесь о собственной безопасности. Потребуются защитные очки, перчатки и прорезиненный фартук. В случае профессиональной деятельности аккумуляторщика, помещение должно хорошо проветриваться или иметь высокоэффективную вентиляцию.

В случае попадания электролита на открытые участки кожи, обильно промывают их водой. Для нейтрализации действия кислоты применяют содовый раствор из расчета 1 столовая ложка на 200-300 мл воды. Подойдет и мыльный раствор.

Наряду с опасностями при измерении, частые случаи повреждений отмечены при самостоятельном приготовлении электролита для корректировки в батарее. Стоит помнить, что всегда добавляется кислота в дистиллированную воду, а не наоборот. Ошибка приводит к чрезмерному разбрызгиванию вещества.

Как измерить плотность ареометром?

До начала измерений потребуется вспомнить, как правильно пользоваться ареометром. Следует проверить несколько положений:

  1. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена на 100%. При необходимости подзарядки требуется оставить батарею в состоянии покоя на 3-5 часов.
  2. При получении показаний их следует подвергнуть корректировке. К примеру, при температуре менее 0 °C, показание корректируют на 0,01 г/см3 в сторону уменьшения на каждые 15 градусов. Тоже делают и при «плюсовой» температуре, но в сторону увеличения.
  3. Показания плотности в разных банках не должны значительно отличаться (в пределах 0,01 г/см3).

При значениях в диапазоне 1,10 до 1,20 г/см3 фиксируют сильный разряд, что не всегда позволит реанимировать АКБ. Особенно, после длительного простоя разряженного аккумулятора.

В общем виде для измерения плотности электролита следует выполнить последовательные действия:

  • в открытую банку батареи опускаем один конец открытой колбы;
  • при закрытии верхнего отверстия, часть жидкости останется внутри;
  • электролит переносим в измерительный сосуд, и набираем достаточное количество жидкости;
  • проводим измерения путем внесения ареометра в раствор.

По окончании замеров во всех банках принимаем решение по дальнейшим действиям.

Ареометр поплавок для электролита

Продаваемые марки ареометров в России

Выбор измерительных средств в магазинах достаточно широк. При этом приборы имеют схожее устройство. И только за счет удобства использования и качества материалов слегка отличаются в цене. Ценовой диапазон лежит в области от 100 до 1500 рублей за качественные экземпляры.

Ареометр ИП-1

Самый простой прибор, если пользователь подзабыл, как измерить плотность электролита. При наполнении измерительной полости электролитом искомое значение определяют по пластиковой палочке, всплывшей в растворе в последнюю очередь. Диапазон измерений устройства – от 1,19 до 1,31 (г/см3).
С учетом невысокой стоимости – от 100 рублей, прибору прощают относительно высокую погрешность (до 0,02 единиц).

Прибор Орион АР-2

Компактный образец одноименного завода и Санкт-Петербурга. Прибор собран по классической схеме, и имеет небольшие габаритные размеры.
Диапазон измерений от 1,10 до 1,30 единиц. Производитель снабжает устройство подробной инструкцией, поэтому вспоминать, как пользоваться ареометром, не придется. При аккуратном обращении удается получить показания с погрешностью не более цены деления – 0,01.

Ареометр для электролита Autovirazh AV 9901

Изделие производителя из Китая. На упаковке приводятся корректировочные таблицы с учетом температуры измерения. Также пользователю помогают определить уровень разряда батареи.
Изделие имеет индивидуальную упаковку и стоит в пределах 100-150 рублей.

Ареометр поплавок для электролита

Ареометр для электролита Sparta 549125

Устройство с близким исполнением по отношению к предыдущему образцу. В комплектацию входят поплавки разной плавучести, что позволяет расширить диапазон применений.
Цена на прибор также находится в интервале до 200 рублей.

Ареометр для электролита Skybear 623000

Прибор классического исполнения имеет стеклянную трубку и грушу с пипеткой из качественной резины.
Диапазон измерений расположен в пределах 1,10 до 1,30 единиц. С учетом хорошего качества исходных материалов, производитель предоставляет годовую гарантию.

Устройство 1 JTC 1039 battery tester

Образец от производителя из Тайваня имеет привлекательный внешний вид и оригинальную конструкцию.
Проверить плотность удается с высокой точностью. Радует и хорошее качество изготовления. Не хватает только индивидуальной упаковки. Стоимость находится в пределах 350-400 рублей.

Устройство 2 Hella Hydro Wolt

Оригинальное изделие позволяет не придерживаться точных рекомендаций, как пользоваться ареометром для аккумулятора. Прибор имеет аналоговый вращающийся циферблат и удобную кнопку заборной груши.Линейка с цифрами рассчитана на фиксацию даже тысячных долей от целой единицы. Это только повышает доверие к образцу. При этом цена лежит в диапазоне от 800 до 1400 рублей.

Таким образом, измерение плотности электролита не является сложным процессом. А невысокая стоимость изделий не вынуждает собирать ареометр своими руками. Прибор обязательно следует приобрести перед подготовкой АКБ к длительной эксплуатации.

Видео про использование ареометра


Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector