- Способы
- Виды охлаждения редукторов
- Способы смазки редукторов
- Окунание
- Разбрызгивание
- Поливание
- Пластичная смазка
- Выбор масла для редуктора
- Как устроен редуктор (передаточный механизм) перфоратора?
- Для чего нужно смазывать передаточный узел?
- Итак, чем смазать редуктор, чтобы минимизировать его износ?
- Виды смазок для редукторов
- Жидкая смазка
- Консистентная смазка
- Свойства консистентных редукторных смазок
- Требования к составу
- Какие производители выпускают смазку для редуктора?
- Как правильно смазывать редуктор
Консистентная смазка на минеральной основе с литиевым комплексом и ЕР-присадками, усиленная дисульфидом молибдена для смазки ШРУСов и подшипников.
Высокотемпературная консистентная смазка на минеральной основе с литиевым комплексом и ЕР-присадками для ступичных подшипников, высоконагруженных деталей и для универсального применения.
Консистентная смазка на минеральной основе с литиевым загустителем для карданных крестовин, нагруженных подшипников, шлицевых соединений.
Синтетическая смазка с ЕР-присадками и уникальным температурным диапазоном для высокоскоростных подшипников и приводов. Отлично прокачивается и хорошо совмещается с полимерными материалами. Имеет увеличенный срок службы.
Белая грязеотталкивающая консистентная смазка с микрокерамикой на минеральной основе для пищевой, бумажной, текстильной и швейной промышленности. Не токсична, соответствует требованиям LGA.
Низковязкая консистентная смазка для быстродвижущихся деталей на минеральной основе с литиевым загустителем и присадками, повышающими адгезию. Для универсального использования в промышленности и домашнем хозяйстве.
Жидкая консистентная смазка на минеральной основе с литиевым загустителем для централизованных систем смазки грузовых автомобилей и промышленных редукторов.
Компания Liqui Moly изготавливает смазки различных типов с различной степенью вязкости, которые могут использоваться:
- в легковых и грузовых автомобилях;
- в сельскохозяйственных машинах;
- в оборудовании, применяющемся в бумажной, пищевой, швейной, текстильной промышленности;
- в устройствах, применяющихся в домашнем хозяйстве.
Широкий ассортимент является гарантией того, что вы обязательно найдете средство, которое поможет эффективно решить стоящие перед вами задачи. Подробную информацию обо всех смазках нашего производства вы найдете на сайте. Консистентные смазки производства компании Liqui Moly изготавливаются как на минеральной, так и на синтетической основе. Они предлагаются покупателям в удобной упаковке. В нашем каталоге вы найдете смазки, которые подходят как для индивидуального применения в личном автомобиле, в собственном домашнем хозяйстве, а также могут применяться различными сервисными службами. Важное достоинство таких продуктов – возможность использовать их там, где не удается нанести обычные смазочные масла. Состав каждого продукта тщательно продуман, что позволяет в течение долгого времени поддерживать работу узлов и механизмов на необходимом уровне. Разработчики использовали различные присадки, чтобы придать им антикоррозионные, антиокислительные и прочие свойства. Смазывающие вещества Liqui Moly могут использоваться в широком диапазоне температур; они не вымываются холодной и горячей водой, выдерживают значительное давление, эффективно предотвращают рывки и вибрации, снижают износ при трении деталей друг о друга. У вас есть вопросы про смазки Liqui Moly? Обратитесь к специалистам нашей компании. Они расскажут о свойствах продукции, особенностях ее применения, а также помогут определиться с выбором.
На работу любой червячной передачи значительное влияние оказывает процесс трения, который сопровождается выделением большого объема тепла. Для снижения степени этого влияния в любом устройстве применяются конструктивные, технические и технологические меры, объединенные в единую систему охлаждения редуктора.
Воздушное, смазочное, водяное охлаждение редуктора – одно из ключевых условий:
- его долгосрочной работы (минимизация износа движущихся трущихся деталей);
- достаточной производительности (регулярной очистки от продуктов износа под действием трения);
- бесперебойной работы (профилактика заеданий, образования задиров и проникновения коррозии через стертые зоны поверхностей).
Способы
В современных механизмах применяют следующие способы охлаждения редуктора.
- Водяное охлаждение – конструктивное проектное решение (искусственное водяное охлаждение). Применяется в специальных редукторных механизмах в 1 из 2 вариантах.
- В первом случае предусмотрена перфорация корпуса (устройство нескольких каналов, через которые подается вода).
- Во втором водяное охлаждение осуществляется с помощью змеевика (устанавливается в блок картера, заполненный смазочным веществом).
- Воздушное охлаждение редуктора. Может быть искусственным или естественным.
- При искусственном воздушном охлаждении на червяк устанавливается крыльчатка вентилятора (центробежного). Крепление осуществляется через кожух, в который помещена крыльчатка. При этом корпусные ребра должны идти вдоль оси коробки. Искусственное воздушное охлаждение актуально для обеспечения работы мощных габаритных аппаратов.
- Система воздушного охлаждения самоотводом строится на использовании алюминиевых коробов с ребрами вертикального расположения. Такой подход хорош для легких приборов небольших размеров.
Виды охлаждения редукторов
Вид естественного и искусственного охлаждения подбирается в зависимости от его размеров, производительности и конструктивных особенностей, связанных со способом установки. Всего их три.
- Наиболее распространенный вариант – воздушное охлаждение. Может быть естественным, если конструкция аппарата предусматривает достаточную площадь поверхности для самоотвода тепла. При искусственном охлаждении корпус оребряют или дополнительно комплектуют быстроходный вал кулером (вентилятором). При искусственном методе ребра важно располагать по линии движения нагнетаемого воздуха. Частота вращения кулера – от 1000 оборотов/минуту (наиболее эффективная работа системы).
- Водяное охлаждение редуктора примеряется реже и предусматривает установку в блок с маслом змеевика (коллектора), по которому циркулирует вода, и устройство ребер на корпусе. Важно, чтобы змеевик располагался максимально близко к уровню смазочного материала.
- Масляное искусственное охлаждение работает на разнице температур смазки на выходе из корпуса и масла, входящего в корпус. Для червячных и цилиндрических редукторов эта разница должна составлять не менее 5–8 градусов.
Способы смазки редукторов
Для обеспечения долгосрочной работы устройства используется жидкая и густая смазка редуктора. В зависимости от ее типа и особенностей работы системы подбирается и способ смазывания. Всего их 4.
- Для жидкого масла это:
- окунание;
- масляный туман (смазка методом разбрызгивания);
- поливание.
Окунание
Окунание оптимально для негабаритных приборов общего назначения. Реализовано через погружение движущихся органов редуктора в масляную ванну (глубина должна быть достаточной, чтобы в масляном составе оказались подшипники вращающегося звена). Метод используется для постоянного смазывания одной пары опор. 2-я пара смазывается методом разбрызгивания или через скребки (они направляют масло на подшипниковый узел).
- для смазывания редуктора не требуется конструктивных изменений (кроме редукторных механизмов с осями, расположенными вертикально);
- простой метод.
Минус – увеличенный расход масла.
Разбрызгивание
Это метод смазки, при котором на колесо или червячный винт устанавливаются брызговики. При движении элементов они, погружаясь в масляную ванну, разбрызгивают масло на подвижные детали и их подшипники (на больших скоростях мелкие брызги сливаются в масляный туман, отсюда и второе название). Плюс разбрызгивание – экономия масла. Минус – ограниченное использование метода (подходит только для редуктора с достаточной частотой вращения валов и расположением винта снизу/сбоку).
Поливание
При смазке методом поливания используются специальные насосы. Они могут быть шестеренчатыми или лопастными. Принцип действия:
- насос забирает масло для смазки редуктора из ванны, картера, другого резервуара;
- по специальным каналам масло под давлением подается в опоры и зоны зацепления.
Плюс поливания – эффективное смазывание и дополнительное искусственное охлаждение редуктора. Такой метод эффективен при использовании габаритных устройств или механизмов, конструкция которых не предусматривает глубокой емкости для масляного состава.
Пластичная смазка
Для редуктора, который работает на густых масляных продуктах, используется только метод пластичной смазки. Ее плюс – отсутствие необходимости контроля уровня. Состав заменяется с заданной периодичностью либо при выявлении потребности в замене смазки редуктора по итогам технических испытаний.
Выбор масла для редуктора
Параметры, которые задают требования к вязкости состава для смазывания и искусственного охлаждения: окружная скорость движения колеса и контактное напряжение. Последовательность действий по выбору:
- Определение скорости. Чем она выше, тем меньшей должна быть кинематическая вязкость.
- Расчет контактного давления в зубьях. Здесь прямая зависимость: выше напряжение – больше вязкость.
Если вы сомневаетесь в выборе марки и требуемой вязкости, обращайтесь к нашим экспертам. ПТЦ «Привод» занимается производством червячных редукторов, наши специалисты хорошо разбираются в условиях их долгосрочной эксплуатации.
Перфоратор относится к тяжело нагруженным бытовым инструментам. Про ударный возвратно-поступательный механизм отдельный разговор, в нашем материале мы рассмотрим не менее ответственный узел: редуктор.
Он напряженно работает в любом режиме: сверление, сверление с перфорацией, ударный режим. Обслуживание и смазка для редуктора перфоратора – процедура обязательная, выполняется регулярно, с использованием качественных расходных материалов.
Причем это не просто антифрикционное масло, каждый производитель электроинструмента закладывает определенные характеристики в состав, они должны соответствовать условиям эксплуатации.
Как устроен редуктор (передаточный механизм) перфоратора?
Чтобы понимать важность подбора расходников, рассмотрим устройство этого нагруженного узла.
Механизм может быть выполнен в двух вариантах:
- Редуктор перфоратора отдельно, возвратно-поступательный механизм отдельно. Поршневая группа имеет свою смазку, шестерни передаточного узла с ней не соприкасаются.
- Перфоратор реализован по храповой схеме. В этом случае, редуктор с ударным механизмом представляют одно целое. Соответственно и смазка у них единая.
Сам по себе передаточный узел состоит из пары шестерен (при стандартной компоновке). Возможна планетарная схема, в этом случае шестерен будет больше. Зубья могут быть прямыми либо косыми (если механизм рассчитан на большую нагрузку).
С помощью редуктора меняется передаточное отношение:
- вал шпинделя перфоратора крутится с меньшей скоростью по отношению к ротору двигателя;
- соответственно, крутящий момент на патроне увеличивается пропорционально уменьшению скорости.
Таким образом решаются две задачи: увеличивается механическая тяга и снижаются обороты, для лучшего контроля за сверлением.
Для чего нужно смазывать передаточный узел?
Каким бы прочным не был металл шестерен, трение зубьев друг о друга неизбежно приводят к износу.
Помимо стандартных нагрузок (когда при вращении происходит зацепление шестерен), зубья могут перемещаться в продольной, осевой плоскости. Это происходит в случае, когда перфоратор сконструирован по храповой схеме.
Малая шестерня вместе с подвижным валом движется вперед-назад относительно большой. Соответственно смазка должна обеспечивать беспрепятственное скольжение.
Кроме того, валы редуктора опираются на подшипники. Если они не герметичны (с заложенной собственной смазкой), используется одинаковый состав (вся механика в одном корпусе).
Существует множество консистентных смазок, которые применяются как на автомобилях и «тяжелых» механизмах, так и в бытовых (профессиональных) электроприборах. Тем не менее, добросовестный пользователь электроприбора старается не использовать универсальные составы.
Итак, чем смазать редуктор, чтобы минимизировать его износ?
Надо понимать, что электроинструмент продается, будучи готовым к использованию. Это означает, что в передаточный узел новенького перфоратора заложено масло в нужном количестве, и оно «правильное».
Владельцы инструмента также знают о необходимости постоянно смазывать хвостовики рабочих насадок. Густая смазка для этих целей практически всегда есть в комплекте инструмента.
Однако далеко не все производители щедро укомплектовывают свой инструмент смазочными материалами. Рано или поздно, у владельца возникает вопрос: какую смазку использовать для перфоратора?
Поскольку универсальные смазочные материалы (например, тот же Литол-24) не всегда подходят для этих задач, есть смысл искать торговые марки производителей электроинструмента.
Например, смазка для редуктора перфоратора Bosch подходит и для других моделей. Элементарная логика: если механические узлы работают в схожих условиях, значит и требования к смазке одинаковые.
Только надо учитывать один момент: механизм перфоратора должен быть точно таким, как у инструмента Bosch, для которого предназначена эта смазка.
Виды смазок для редукторов
Жидкая смазка
Похожая на обычное моторное масло для автомобиля. Она применяется в перфораторах с герметично закрытым корпусом редуктора. Вращающиеся валы в таких устройствах уплотнены сальниками, с помощью которых масло удерживается внутри.
Смазка производится через специальные отверстия, которые затем плотно закрываются. Система очень эффективная, поскольку шестерни и другие элементы, подверженные трению, равномерно покрываются антифрикционным составом.
К тому же, рабочая жидкость выполняет роль теплоотвода, и способствует охлаждению редуктора, соприкасаясь со стенками корпуса. Однако есть и недостаток: при нагреве в герметичном корпусе редуктора повышается давление.
Поскольку сапун (как в картере двигателя автомобиля) не предусмотрен, возможна потеря смазки, выдавливаемой через сальники.
Консистентная смазка
Распространена гораздо шире, по причине удобства применения. Имеет густую консистенцию, обладает хорошей адгезией. Наносится на детали редуктора в разобранном состоянии последнего.
При этом достаточно просто контролировать количество смазочного материала. В холодном состоянии смазка достаточно густая, чтобы прочно удерживаться на механизмах. После сборки, полная герметичность редуктора не требуется, достаточно качественных прокладок и уплотнительных втулок на валах.
Во время работы перфоратора, когда редуктор нагревается, вязкость смазки снижается и она равномерно растекается по поверхности деталей. После остывания смазка снова загустевает и фиксируется на шестернях.
Свойства консистентных редукторных смазок
Стандартные характеристики густых масел общего применения для редуктора перфоратора не подходят. Близкие параметры имеют разве что составы для автомобильных ШРУСов.
Некоторые свойства вообще уникальны, поскольку механизм редуктора не просто работает под большими переменными нагрузками. При работе ударного механизма, происходит спонтанное выдавливание смазки из зоны контакта.
Требования к составу
- Адгезия должна быть настолько высокой, чтобы при любой нагрузке между деталями оставалась масляная пленка.
- Требуется высокий показатель водостойкости – перфораторы могут работать в условиях повышенной влажности. При остывании, в корпусе редуктора возникает пониженное давление, атмосферный воздух вместе с парами жидкости засасывается внутрь.
- При попадании воды не должна образовываться эмульсия.
- Поскольку редуктор сильно нагревается во время работы, смазка разжижается от температуры. При этом базовые свойства должны восстанавливаться после остывания. Разогретый состав также не должен терять основных антифрикционных параметров.
- Требуется высокая температура каплепадения. Иначе вращающаяся шестерня под действием центробежных сил будет сбрасывать смазку с поверхности зубьев.
- В корпус редуктора попадает мелкая цементная (каменная) пыль. Состав смазки подбирается таким образом, чтобы абразивные частицы связывались и выводились из зоны интенсивного трения. При использовании хорошего масла, грязь всегда находится на стенках редуктора, а не внутри шестерен.
- Поскольку корпус редуктора изготавливается из алюминиевых сплавов, а шестерни и подшипники из легированной стали, антикоррозийные свойства должны одинаково подходить для обоих металлов.
Такие же свойства (за исключением температуры каплепадения и показателей адгезии), должны присутствовать и в жидких составах. В герметичном картере редуктора прилипание смазки не требуется: жидкое масло при работе постоянно омывает все части механизма.
Какие производители выпускают смазку для редуктора?
Бренды общего назначения, такие как Castrol, Xado, Ravenol, Shell и пр. Разумеется, допуск производителя перфораторов, на этих продуктах отсутствует. Но в описании обязательно должна быть информация о том, что это смазка для редуктора электроинструмента. Вам остается лишь правильно выбрать консистенцию. Информация об этом есть в технической документации инструмента.
- Профильные бренды: Bosch, Makita, Lubcon, AEG. Это более правильный выбор, но при покупке следует быть внимательнее. В документации к смазке может быть перечень конкретных моделей производителя перфораторов. Совместимость с инструментами разных брендов определяется по консистенции и схожим характеристикам.
- Интересный продукт: полужидкая смазка для редукторов «ULTRA». Это компромисс между консистентным составом и жидкими маслами.
Смазка легко переходит в жидкое состояние при небольшом нагреве, в то же время обладает отличной адгезией. Таким образом, этот продукт может использоваться как в картерных, так и в негерметичных редукторах.
Как правильно смазывать редуктор
Определившись с выбором бренда, приступаем к регламентным работам. Жидкие масла сливаются из редуктора по аналогии с автомобилем. Если отработка выглядит слишком грязной, и насыщена абразивными вкраплениями, следует промыть редуктор специальным составом.
Также можно разобрать корпус и произвести тщательную очистку. Затем производится аккуратная сборка (при необходимости с заменой прокладок), и заливка нового состава через штатные отверстия.
Пошаговая видео инструкция по смазыванию редуктора перфоратора
Количество масла указано в документации. При ее отсутствии вы можете измерить объем слитой отработки. Правда при этом следует учитывать естественные потери.
С консистентными составами несколько проще. Редуктор однозначно разбирается, можно извлечь компоненты (осторожно, не потеряйте пружинки и стопорные кольца).
Затем производится тщательная очистка и промывка металлических деталей и корпуса редуктора. Обычно используется керосин (агрессивные моющие составы могут повредить уплотнительные втулки и прокладки).
На собранный редуктор (без крышки) наносится смазка. Она должна полностью покрывать все шестерни и движущиеся детали механизма. Толщина слоя не более 5 мм, внутренние полости заполняются полностью.
Однако не следует работать по принципу: «кашу маслом не испортишь». Лишняя смазка затруднит работу механизма и обязательно вылезет наружу, попутно повредив прокладку или сальник.
На иллюстрации показано, как не следует смазывать редуктор.
Периодичность замен зависит не от календарных дней, а от количества моточасов. Данные об этом есть в документации к инструменту. При этом следует помнить о том, что «универсалы» типа Литола служат меньше.
При правильном подборе смазки, вы можете самостоятельно обслуживать перфораторы, не оплачивая труд сервисных мастеров. Исключение составляет период нахождения инструмента на гарантии.