§ 1. Расположение видов на чертеже
Чтобы понимать чертежи, надо хорошо знать, как располагаются на них виды.
Видом называют изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.
Названия видов зависят от того, с какой стороны смотрят на предмет. Направления взгляда указаны на рис. 3, а стрелками с надписями.
Исходным является вид спереди, который также называют главным видом.
Если смотреть на предмет слева, под прямым углом к исходному положению детали, то получают вид слева.
Когда смотрят на предмет сверху, перпендикулярно горизонтальной плоскости, получают вид сверху.
А как назвать вид, если смотреть на деталь снизу? Вид слева? Вид справа? Вид снизу? (Выберите правильный ответ).
Каждый вид имеет строго определенное место на чертеже. Вид слева располагают справа от главного вида и на одном уровне с ним, вид сверху – под главным видом (рис. 3, б). Нарушать это правило, располагая виды на произвольных местах, нельзя.
Зная правило расположения видов, можно представить форму предмета по его плоским изображениям. Для этого нужно сопоставить все виды, данные на чертеже, и воссоздать в воображении объемную форму предмета.
Рис. 3. Виды на чертеже: а – направление взгляда: б – расположение видов
Ответьте на вопросы?
1. Что в черчении называется видом?
2. Какое изображение на чертеже является исходным?
3. Запишите названия известных Вам видов.
4. В зависимости от чего дается название виду?
5. Как располагаются виды на чертеже?
6. Допустимо ли произвольное расположение видов?
7. Как по плоским изображениям представить объемную форму предмета?
Задания к § 1
Упражнение 1
( Упражнения, на которые в конце книги даны ответы, помечены знаком*.)
А. На рис. 4, а дан чертеж, содержащий три вида. Каждый из видов помечен цифрой. Как называется каждый из видов, данных на рис. 4, а? Запишите их названия в рабочей тетради.
Б. Из четырех наглядных изображений различных деталей, помещенных на рис. 4,6, только одно является изображением детали, показанной на рис. 4, а. Запишите в тетради номер этого наглядного изображения.
Форма записи:
В. Какое направление взгляда, указанное стрелкой с буквой на рис. 4, б, соответствует главному виду, виду слева, виду сверху, приведенным на рис. 4, а. Ответ запишите в тетради по следующей форме: Направление В соответствует главному виду.
Рис. 4. Задание для упражнений
Упражнение 2
А. Как называются виды, приведенные на рис. 5, б-г? Запишите их названия в тетрадь. Б. Из трех чертежей на рис. 5, б-г только на одном представлена деталь, соответствующая наглядному изображению на рис. 5, а. На каком? Запишите в тетради его номер.
Форма записи:
В. Какое направление взгляда, указанное стрелками с буквами на рис. 5, а, соответствует главному виду, виду сверху, виду слева? Пример записи ответа: Направление. соответствует главному виду.
Рис. 5. Задание для упражнений
Упражнение 3
По наглядным изображениям предметов найдите их чертежи (рис. 6). Запишите в тетради, какому наглядному изображению, обозначенному буквой, соответствует чертеж, обозначенный цифрой.
Рис. 6. Задание для упражнений
Чтобы успешно выполнять и читать чертежи, надо научиться строить третий вид предмета по двум данным, которые заданы на чертеже.
Пусть известны главный вид и вид сверху. Необходимо построить вид слева.
Для построения третьего вида по двум известным применяют два основных способа.
Построение третьего вида с помощью вспомогательной прямой.
Для того чтобы перенести размер ширины детали с вида сверху на вид слева, удобно воспользоваться вспомогательной прямой(рис. 27а, б). Эту прямую удобнее провести справа от вида сверху под углом 45° к горизонтальному направлению.
Чтобы построить третью проекцию А3 вершины А, проведём через её фронтальную проекцию А2 горизонтальную прямую 1. На ней будет находиться искомая проекция А3. После этого через горизонтальную проекцию А1 проведём горизонтальную прямую 2 до пересечения ее со вспомогательной прямой в точке А. Через точку А проведём вертикальную прямую 3 до пересечения с прямой 1 в искомой точке А3.
Аналогично строятся профильные проекции остальных вершин предмета.
После того как проведена вспомогательная прямая под углом 45 О , построение третьей проекции также удобно выполнять с помощью рейсшины и треугольника (рис. 27б). Вначале через фронтальную проекцию А2 проведём горизонтальную прямую. Проводить горизонтальную прямую через проекцию А1нет необходимости, достаточно, приложив рейсшину, сделать горизонтальную засечку в точке А на вспомогательной прямой. После этого, немного сдвинув рейсшину вниз, прикладываем угольник одним катетом к рейсшине так, чтобы второй катет прошёл через точку А, и отмечаем положение профильной проекции А3.
Построение третьего вида с помощью базовых линий.
Для построения третьего вида необходимо определить, какие линии чертежа целесообразно принять за базовые для отсчёта размеров изображений предмета. В качестве таких линий принимают обычно осевые линии (проекции плоскостей симметрии предмета) и проекции плоскостей оснований предмета. Разберём на примере (рис. 28) построение вида слева по двум данным проекциям предмета.
Рис. 27 Построение третьей проекции по двум данным
Рис. 28. Второй способ построения третьей проекции по двум данным
Сопоставив оба изображения, устанавливаем, что поверхность предмета включает в себя поверхности: правильной шестиугольной 1 и четырёхугольной 2 призм, двух цилиндров 3 и 4 и усечённого конуса 5. Предмет имеет фронтальную плоскость симметрии Ф, которую удобно принимать за базу отсчёта размеров по ширине отдельных частей предмета при построении его вида слева. Высоты отдельных участков предмета отсчитываются от нижнего основания предмета и контролируются горизонтальными линиями связи.
Форма многих предметов усложняется различными срезами, вырезами, пересечением составляющих поверхностей. Тогда предварительно нужно определить форму линий пересечения, построить их по отдельным точкам, вводя обозначения проекций точек, которые после выполнения построений могут быть удалены с чертежа.
На рис. 29 построен вид слева предмета, поверхность которого образована поверхностью вертикального цилиндра вращения с Т-образным вырезом в его верхней части и цилиндрическим отверстием, занимающим фронтально-проецирующее положение. В качестве базовых плоскостей взяты плоскость нижнего основания и фронтальная плоскость симметрии Ф. Изображение Т-образного выреза на виде слева построено с помощью точек А, В, С, Д и Е контура выреза, а линия пересечения цилиндрических поверхностей – с помощью точек К, L, М и им симметричных. При построении третьего вида учтена симметрия предмета относительно плоскости Ф.
Рис. 29. Построение вида слева
5.2.3. Построение линий перехода. Очень многие детали содержат линии пересечения всевозможных геометрических поверхностей. Эти линии называются линиями перехода. На рис. 30 изображена крышка подшипника, поверхность которой ограничена поверхностями вращения: коническими и цилиндрическими.
Линия пересечения строится с помощью вспомогательных секущих плоскостей (см. раздел 4).
Определяются характерные точки линии пересечения:
1) точки, наивысшие и наинизшие по отношению к плоскости П1, например, 1 и 6, 6¢;
2) точки, отделяющие видимую часть проекции линии пересечения от невидимой, например, 3 и 3¢ на П3.
Линия пересечения цилиндрической R76 и конических поверхностей строится с помощью вспомогательных секущих плоскостей a, b, g, d, e, h. Например, плоскость bпересекает конус по окружности радиуса R, а цилиндр – по его образующей. Пересекаясь между собой на плоскости П1, сечения определяют положение точек 2 и 2 . Все остальные точки строятся аналогично.
Рис. 30. Построение линии пересечений поверхностей
13.1. Способ построения изображений на основе анализа формы предмета. Как вы уже знаете, большинство предметов можно представить как сочетание геометрических тел. Следователыю, для чтения и выполнения чертежей надо знать. как изображаются эти геометрические тела.
Теперь, когда вы знаете, как на чертеже изображаются такие геометрические тела, и узнали, как проецируются вершины, ребра и грани, вам будет легче прочитать чертежи предметов.
На рисунке 100 изображена часть машины — противовес. Проанализируем его форму. На какие известные вам геометрические тела можно его разделить? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним характерные признаки, присущие изображениям этих геометрических тел.
Рис. 100. Проекции детали
На рисунке 101, а. одно из них выделено условно синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?
Проекции в виде прямоугольников характерны для параллелепипеда. Три проекции и наглядное изображение параллелепипеда, выделенного на рисунке 101, а синим цветом, даны на рисунке 101, б.
На рисунке 101, в серым цветом условно выделено другое геометрическое тело. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?
Рис. 101. Анализ формы детали
С такими проекциями вы встречались при рассмотрении изображений треугольной призмы. Три проекции и наглядное изображение призмы, выделенной серым цветом на рисунке 101, в, даны на рисунке 101, г. Таким образом, противовес состоит из прямоугольного параллелепипеда и треугольной призмы.
Но из параллелепипеда удалена часть, поверхность которой на рисунке 101, д условно выделена синим цветом. Какое геометрическое тело имеет такие проекции?
С проекциями в виде круга и двух прямоугольников вы встречались при рассмотрении изображений цилиндра. Следовательно, противовес содержит отверстие, имеющее форму цилиндра, три проекции и наглядное изображение которого даны на рисунке 101. е.
Анализ формы предмета необходим не только при чтении, но и при выполнении чертежей. Так, определив, форму каких геометрических тел имеют части противовеса, изображенного на рисунке 100, можно установить целесообразную последовательность построения его чертежа.
Например, чертеж противовеса строят так:
- на всех видах чертят параллелепипед, являющийся основанием противовеса;
- к параллелепипеду добавляют треугольную призму;
- вычерчивают элемент в виде цилиндра. На видах сверху и слева его показывают штриховыми линиями, так как отверстие невидимо.
Начертите по описанию деталь, называемую втулкой. Она состоит из усеченного конуса и правильной четырехугольной призмы. Общая длина детали 60 мм. Диаметр одного основания конуса равен 30 мм, другого—50 мм. Призма присоединена к большему основанию конуса, который располагается посередине ее основания размером 50X50 мм. Высота призмы 10 мм. Вдоль оси втулки просверлено сквозное цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм.
13.2. Последовательность построения видов на чертеже детали. Рассмотрим пример построения видов детали — опоры (рис. 102).
Рис. 102. Наглядное изображение опоры
Прежде чем приступить к построению изображений, надо четко представить общую исходную геометрическую форму детали (будет ли это куб, цилиндр, параллелепипед или др.). Эту форму необходимо иметь в виду при построении видов.
Общая форма предмета, изображенного на рисунке 102,— прямоугольный параллелепипед. В нем сделаны прямоугольные вырезы и вырез в виде треугольной призмы. Изображать деталь начнем с ее общей формы – параллелепипеда (рис. 103, а).
Рис. 103. Последовательность построения видов детали
Спроецировав параллелепипед на плоскости V, Н, W, получим прямоугольники на всех трех плоскостях проекций. На фронтальной плоскости проекций отразятся высота и длина детали, т. е. размеры 30 и 34. На горизонтальной плоскости проекций — ширина и длина детали, т. е. размеры 26 и 34. На профильной – ширина и высота, т. е. размеры 26 и 30.
Каждое измерение детали показано без искажения дважды: высота — на фронтальной и профильной плоскостях, длина — на фронтальной и горизонтальной плоскостях, ширина — на горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Однако дважды наносить один и тот же размер на чертеже нельзя.
Все построения выполним сначала тонкими линиями. Поскольку главный вид и вид сверху симметричны, на них нанесены оси симметрии.
Теперь покажем на проекциях параллелепипеда вырезы (рис. 103, б). Их целесообразнее показать сначала на главном виде. Для этого надо отложить по 12 мм влево и вправо от оси симметрии и провести через полученные точки вертикальные линии. Затем на расстоянии 14 мм от верхней грани детали провести отрезки горизонтальных прямых.
Построим проекции этих вырезов на других видах. Это можно сделать при помощи линий связи. После этого на видах сверху и слева нужно показать отрезки, ограничивающие проекции вырезов.
Далее также с помощью линий проекционной связи строят проекции вертикального паза и наклонного среза. Те элементы, которые на данной проекции не видимы, проводят штриховыми линиями.
В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом, и наносят размеры (рис. 103, в).
- Назовите последовательность действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.
- Для какой цели используются линии проекционной связи?
13.3. Построение вырезов на геометрических телах. На рисунке 104 приведены изображения геометрических тел, форма которых усложнена различного рода вырезами.
Рис. 104. Геометрические тела, содержащие вырезы
Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертеж, надо представить форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза. Рассмотрим примеры.
Пример 1. На рисунке 105 дан чертеж прокладки. Какую форму имеет удаленная часть? Какой была форма заготовки?
Рис. 105. Анализ формы прокладки
Проанализировав чертеж прокладки, можно прийти к выводу, что она получилась в результате удаления из прямоугольного параллелепипеда (заготовки) четвертой части цилиндра.
Пример 2. На рисунке 106, а дан чертеж пробки. Какова форма ее заготовки? В результате чего образовалась форма детали?
Рис. 106. Построение проекций детали, имеющей вырез
Проанализировав чертеж, можно прийти к выводу, что деталь изготовлена из заготовки цилиндрической формы. В ней сделан вырез, форма которого ясна из рисунка 106, б.
А как построить проекцию выреза на виде слева?
Сначала изображают прямоугольник — вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки a’, b’ и a, b, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.
Построение профильных проекций а", b" этих точек показано линиями связи со стрелками (рис. 106, в).
Установив форму выреза, легко решить, какие линии на виде слева надо обводить сплошными толстыми основными, какие штриховыми линиями, а какие удалить вовсе.
- Рассмотрите изображения на рисунке 107 и определите, какой формы части удалены из заготовок для получения деталей. Выполните технические рисунки этих частей.
Рис. 107. Задания для упражнений
13.4. Построение третьего вида. Вам придется иногда выполнять задания, в которых необходимо по двум имеющимся видам построить третий.
На рисунке 108 вы видите изображение бруска с вырезом. Даны два вида: спереди и сверху. Требуется построить вид слева. Для этого необходимо сначала представить форму изображенной детали.
Рис. 108. Чертеж бруска с вырезом
Сопоставив на чертеже виды, заключаем, что брусок имеет форму параллелепипеда размером 10x35x20 мм. В параллелепипеде сделан вырез прямоугольной формы, его размер 12х12х10 мм.
Вид слева, как известно, помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а другую — на уровне верхнего основания (рис. 109, а). Эти линии ограничивают высоту вида слева. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани бруска на профильную плоскость проекций. От нее вправо отложим отрезок равный 20 мм, т. е. ограничим ширину бруска, и проведем еще одну вертикальную линию — проекцию передней грани (рис. 109, б).
Рис. 109. Построение третьей проекции
Покажем теперь на виде слева вырез в детали. Для этого отложим влево от правой вертикальной линии, являющейся проекцией передней грани бруска, отрезок в 12 мм и проведем еще одну вертикальную линию (рис. 109, в). После этого удаляем все вспомогательные линии построения и обводим чертеж (рис. 109, г).
Третью проекцию можно строить на основе анализа геометрической формы предмета. Рассмотрим, как это делается. На рисунке 110, а даны две проекции детали. Надо построить третью.
Рис. 110. Построение третьей проекции по двум данным
Судя по данным проекциям, деталь слагается из шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра. Мысленно объединив их в единое целое, представим форму детали (рис. 110, в).
Проводим на чертеже под углом 45° вспомогательную прямую и приступаем к построению третьей проекции. Как выглядят третьи проекции шестиугольной призмы, параллелепипеда и цилиндра, вам известно. Вычерчиваем последовательно третью проекцию каждого из этих тел, пользуясь линиями связи и осями симметрии (рис. 110, б).
Заметьте, что во многих случаях на чертеже строить третью проекцию не надо, так как рациональное выполнение изображений предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета. В данном случае построение третьей проекции предмета является лишь учебной задачей.
- Вы ознакомились с разными способами построения третьей проекции предмета. Чем они отличаются друг от друга?
- С какой целью используется постоянная прямая? Как ее проводят?
- На чертеже детали (рис. 111, а) не дочерчен вид слева — на нем не показаны изображения полукруглого выреза и прямоугольного отверстия. По заданию учителя перечертите или перенесите на кальку чертеж и дополните его недостающими линиями. Какие линии (сплошные основные или штриховые) вы используете для этой цели? Проведите недостающие линии также на рисунках 111, б, в, г.
Рис. 111. Задания на проведение недостающих линий
Перечертите или перенесите на кальку данные на рисунке 112 проекции и постройте профильные проекции деталей.
Рис. 112. Задания для упражнений
Рис. 113. Задания для упражнений
Рис. 114. Задания для упражнений
Графическая работа № 5. Построение третьего вида по двум данным
Постройте третий вид по двум данным (рис. 115).