- Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны
- Пропановые баллоны
- Законодательство
- Сроки годности баллона и газа
- Какие факторы влияют на срок хранения
- Маркировка
- Метановые
- Пропановые
- Кислородные
- Аттестационная поверка и переосвидетельствование
- Паспорт
- Виды ремонта
- Когда больше непригодны
- Период допустимой эксплуатации
- Периодичность проведения проверки годности баллонов
- Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов
- Порядок проведения очередных испытаний баллонов
- Правила хранения
- Виды и устройство вентилей
- Ремонт вентиля газового баллона
- Меры предосторожности при замене
- Пошаговая инструкция по замене вентиля
- Проверка герметичности и завершение работ
- Зачем делать ремонт газового баллона
- Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов
На корпусе нанесены сведения о баллоне (масса корпуса, дата производства, даты аттестаций и прочее), позволяющие сделать вывод о пригодности баллона к дальнейшей эксплуатации. Ниже приведены наиболее типичные записи и дается их расшифровка.
Кислородные, ацетиленовые, азотные, аргоновые и углекислотные баллоны
Надписи выбиты непосредственно на корпусе баллона в районе горловины. Иногда (особенно у старых баллонов) частично закрыты слоями краски и не видны.
1. Только для ацетиленовых баллонов. Символы "ЛМ" или "ПМ" – тип наполнителя баллонов (ЛМ – литая масса, ПМ – пористая масса). Запись "ПМ" не всегда соответствует действительности, т.к. случается, что завод заменил наполнитель не сделав об этом отметки на корпусе.
2. Заводской номер баллона.
3. Фактическая вместимость баллона по воде при изготовлении в литрах. При превышении мерной вместимости балона над заводской более чем на 1.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (нарушение геометрии корпуса, риск образования микротрещин).
4. Фактическая масса корпуса баллона при изготовлении. При уменьшении массы корпуса против номинальной более чем на 7.5% баллон к дальнейшей эксплуатации не допускается (унос массы, коррозия и истончение стенки).
5. Рабочее ("Р") и проверочное ("П") давления баллона в атмосферах.
6. Дата изготовления и следующей переаттестации в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" – номер месяца изготовления, "ГГ" – две последние цифры года изготовления, "АААА" – год следующей переаттестации (либо "АА" – две последние цифры года следующей переаттестации). Буква "N" – клеймо завода, свидетельствующее о том, что запись относится к сведениям об изготовлении баллона.
7. Буквенно-цифровой шифр, обведенный в круг – клеймо завода или лаборатории, где проводилась переаттестация.
8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате "MM.ГГ.АААА", где "MM" – номер месяца переаттестации, "ГГ" – две последние цифры года переаттестации, "АААА" – год следующей переаттестации (либо "АА" – две последние цифры года следующей переаттестации). Если баллон проходил несколько переаттестаций, то сведения о них, как правило, выбиваются друг под другом или, что реже, к существующей записи добавляется год следующей переаттестации в формате ".АА" и эта запись заверяется клеймом. При этом надпись приобретает следующий, например, вид: "R 1.92.97.02 R", что следует читать так: баллон переаттестовывался в январе 1992 года и, затем, в январе 1997 года снова прошел переаттестацию, которая будет действительна до января 2002. (символ "R" изображает здесь клеймо участка переаттестации.)
Надписи на приведенном на рисунке баллоне следует читать так: баллон № 36847 изготовлен в феврале 1990 года. Масса корпуса 63.4 кг, вместимость 40.1 литра. Проведены гидравлические испытания корпуса на 225 атм, разрешенное номинальное (рабочее) давление 150 атм. В марте 1995 года баллон прошел очередную переаттестацию на участке "Ц4", дата следующей переаттестации – март 2000 года.
Пропановые баллоны
Надписи нанесены на специальный металлический шильдик, закрепленный в верхней части корпуса баллона вокруг вентиля.
1. Рабочее давление баллона в мегапаскалях (1 МПа
2. Проверочное (испытательное) давление баллона в мегапаскалях.
3. Фактический объем баллона при изготовлении в литрах.
4. Заводской номер баллона.
5. Дата изготовления баллона в формате "MM.ГГ.АА", гдк "ММ" – месяц изготовления, "ГГ" – год изготовления, "АА" – год следующей аттестации баллона.
6. Масса порожнего баллона при изготовлении в килограммах.
7. Номинальная масса баллона, полностью заполненного газом.
8. Сведения о дальнейшей переаттестации баллона в формате "R-АА", где "R" – клкймо завода или участка переаттестаци баллонов, "АА" – год, до которого будет действительна данная аттестация.
Таким образом паспорт приведенного на рисунке баллона читается следующим образом: баллон №066447 изготовлен в ноябре 1999 года и допущен к эксплуатации до ноября 2004 года. Проведены гидравлические испытания баллона при давлении 2,5 МПа (25 атм) и баллон разрешен к эксплуатации при наоминальном давлении 1,6 МПа (16 атм). Фактическая масса баллона при изготовлении – 22,4 кг, объем – 50,4 литра. По истечении срока аттестации, участком, которому присвоен шифр "Ц4", была проведена переаттестация баллона и баллон допущен к эксплуатации до ноября 2009 года.
Существенные дополнения: запрещается эксплуатация баллонов, имеющих нарушения геометрии (вмятины, вздутия, общую бочкообразность и т.п.); баллоны не должны иметь следов повреждения краски огнем; Баллоны с поражением ржавчиной свыше 30% поверхности баллона к обмену также не принимаются.
Газовые баллоны – емкости под давлением, в которых находится газ.
Представляют определенную угрозу для человека, поэтому законодательство предъявляет довольно жесткие требования к обслуживанию и содержанию.
Необходимо соблюдать ряд обязательных требований, чтобы не происходили трагические ситуации.
Законодательство
- Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116 «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» в главе 5 устанавливает требование о предельном сроке эксплуатации сосудов.
- ГОСТ 15860 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа» описывает технические параметры в зависимости от объема, методы испытаний.
- ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на 200 кгс/см 2 ».
- ГОСТ Р ИСО 11439-2010 «Баллоны высокого давления для хранения на транспортном средстве природного газа как топлива. Технические условия» определяет правила эксплуатации авто, работающих на газе.
- ПБ 10-115-96 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» имеют обязательный характер для организаций всех форм.
Сроки годности баллона и газа
Законодатель определил производителя ответственным за назначение срока годности емкости. Единственное условие – он не должен превышать 20 лет.
Если на аттестацию попадает изделие, превышающее этот порог, оно подлежит изъятию.
Например, автомобильный бак с газом метаном годен 15 лет. Бытовой пропановый баллон для горелки или газовой плиты прослужит 20 лет.
Металлокомпозитные и алюминиевые емкости, произведенные до 2014 г., годны на протяжении 10 лет. Алюминиевые после ноября 2014 года – 20 лет. Челябинский трубопрокатный завод изготавливает изделия по ГОСТу, их можно эксплуатировать 20 лет.
Таким образом, будет производиться постепенная замена.
Содержимое (газ) также имеет период, когда его характеристики соответствуют нормативным требованиям.
Виды
Материал
Объем, л
Наполнение
Срок годности газа, лет
металл
композит
Промыш-ные
Кислород
Водород
Гелий
Аргон
Водород
Бытовые
Пропан
Не ограничен
Автомобильные
Пропан
Не ограничен
Метан
Туристические
Пропан
Не ограничен
Бутан
Медицинские
Кислород
Какие факторы влияют на срок хранения
Производитель устанавливает период эксплуатации газового баллона. Если эта характеристика отсутствует, он приравнивается к 20 годам. Существуют факторы, которые при выраженном влиянии могут его изменить:
- из чего изготовлена емкость;
- когда была произведена;
- как эксплуатируется.
При правильной эксплуатации они служат нормативный период без проблем. Также важно своевременно проводить поверки. При несоблюдении условий хранения и использования они придут в негодность раньше.
Маркировка
Это описание всех характеристик баллона и его содержимого. Главное – правильно прочитать условные обозначения: по маркировке можно дать полное описание любой емкости с газом. На разных типах сведения имеют индивидуальную локацию.
СОВЕТ! Срок годности легко рассчитать, зная установленный период для данного типа тары и газа и дату производства.
Метановые
Они окрашены красной краской, надпись белая. Отличие от пропанового – отсутствие сварного шва. Маркировка на вентиле содержит данные:
- рабочее давление (МПа);
- испытательное давление (МПа);
- объем (л);
- заводской номер;
- дата. Эта характеристика особенно важна, так как первые четыре цифры говорят о месяце и годе изготовления, а последние две – о следующей аттестации;
- масса пустого и полного (кг);
- данные об аттестации: клеймо компетентной организации, последний год, когда она действительна.
Пропановые
Используется красная краска с белыми надписями.
На них информация нанесена на вентиль, а точнее, его металлический кружок. Там указано:
- рабочее давление (МПа);
- испытательное давление (МПа);
- объем (литр);
- заводской номер;
- дата. Эта характеристика особенно важна, так как первые четыре цифры говорят о месяце и годе изготовления, а последние две – о следующей аттестации;
- масса пустого и полного (кг);
- данные об аттестации: клеймо компетентной организации, последний год, когда она действительна.
Судить о пригодности сосуда можно только после тщательного изучения всей информации. Если какие-то данные не ясны, надпись механически повреждена, емкость необходимо изъять и направить в ремонт.
Кислородные
Окрашены в синий цвет, надпись черная.
Они имеют свои особенные обозначения:
- информация о производителе и номер тары;
- дата производства и будущей проверки;
- давление: рабочее и гидравлическое;
- объем газа, вес емкости без вентиля и колпака.
Для долговечности сведения наносят не краской, а выбивают и покрывают специальным лаком: он защитит от коррозии.
Аттестационная поверка и переосвидетельствование
Сосуды должны соответствовать определенным требованиям, чтобы не угрожать жизни и здоровью людей. Для этого нужно своевременно обеспечивать емкости поверкой, или освидетельствованием.
ВАЖНО! Право на такую специфическую деятельность имеют организации, владеющие лицензией и разрешением Ростехнадзора.
Сроки проверок работоспособности баллонов зависит от материала, содержимого, условий эксплуатации. Может составлять 2, 5 или 10 лет.
Процедура подразумевает несколько этапов:
- Прием тары для исследования. Специалист проверяет комплектность, дату последнего освидетельствования, производит внешний осмотр.
- С помощью специальных приспособлений осматривают внутреннюю часть, снимают арматуру.
- Испытание на устойчивость к давлению. Это самый важный этап, который выявит дефекты, потенциальные риски.
- Если все в порядке, изделие сушат, устанавливают на место арматуру.
- Завершение — пескоструйная обработка и окрашивание краской особой консистенции, она защищает от коррозии.
- Нанесение маркировки.
- Составление акта.
Паспорт
Это основной документ, содержащий важные сведения о производстве и обслуживании баллона. Можно узнать информацию:
- данные об аттестации: дата проведения и последний год действия;
- клеймо производителя;
- порядковый номер;
- дата выпуска;
- рабочее давление;
- проверочное давление;
- объем;
- вес.
До 19 декабря 2014 года паспорт наносился прямо на горловину емкости. Документом выступал сертификат качества на партию товара, где реестр содержал номер конкретного изделия.
После указанной даты законодатель обязал изготовителей обеспечивать паспортом все сосуды. Теперь перечисленные сведения прикладываются к каждой емкости в обязательном порядке.
Виды ремонта
Понять, что баллону требуется ремонт, можно по следующим признакам:
- неисправен вентиль, трещины на манометре;
- поврежден, смещен башмак;
- изношена или неисправна резьба горловины;
- нарушена герметичность;
- несоответствие окраски.
Такие емкости нужно срочно доставить в специализированную организацию для устранения неисправностей.
Если при проведении ремонта обнаружатся грубые нарушения, он отправится на утилизацию:
- существенные наружные повреждения: вмятины, коррозия, трещины;
- отсутствие или нечеткость паспорта, маркировки;
- трещины на сварном шве в треть длины.
Остальные проблемы решит опытный мастер. Самостоятельные попытки чинить сосуды запрещены.
Когда больше непригодны
После истечения нормативного срока эксплуатации емкости утилизируют. Принимать их к заправке запрещено, несмотря на внешнюю целостность. Такие жесткие меры направлены на защиту пользователя: материал, который отслужил положенное время, начнет разрушаться в любой момент, сверхлимитная эксплуатация опасна.
Кроме того, с указанными выше грубыми неисправностями также нельзя продолжать использование сосуда.
Для хранения и транспортирования сжатых и сжиженных газов применяют емкости, выполненные из металла или композитных материалов. Эти сосуды рассчитаны на то, что газ будет храниться в них под определенным давлением. Так, ГОСТ 15860-84 определяет, что рабочее давление в емкости с пропаном не должно превышать 1,6 МПа. Существуют и емкости, рассчитанные на более высокое давление в 5 МПа. Все емкости, применяемые для хранения газов должны проходить испытания и периодические освидетельствования.
Баллоны,” которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.
Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.
Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.
Период допустимой эксплуатации
ГОСТ 949-73 определил то, что для баллонов, выполненных из стали и рабочим давлением до 19,6 МПа составляет 20 лет.
Периодичность проведения проверки годности баллонов
Транспортировка и эксплуатация технических газов связано со значительной опасностью. Это обусловлено не столько их взрывоопасностью или воспламеняемостью, а, сколько наличием высокого давления в сосудах, предназначенных для их хранения и доставки к месту потребления.
При таких условиях даже самый незначительный дефект может оказаться причиной серьезного происшествия. Именно поэтому огромную роль играет своевременное освидетельствование и необходимое обслуживание баллонов.
Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов
Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.
К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.
В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.
По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).
Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.
Порядок проведения очередных испытаний баллонов
Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.
Очередные испытания проводят в следующей последовательности:
- Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
- Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
- Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.
После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.
Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.
Правила хранения
Баллоны, предназначаемые для технических газов, хранят на основании требований безопасности, которые определены в «Правилах эксплуатации сосудов под давлением ПБ 03-576-03».
В частности, весь рабочий и инженерно-технический персонал должен пройти должный теоретический и практический инструктаж. Сосуды, содержащие газ, хранят или в отдельных помещениях (зданиях), или допустимо их хранение и на открытом пространстве, но в этом случае, они должны быть ограждены от воздействия осадков и солнца.
Между тем хранить в одном помещении (здании) емкости с кислородом и горючими газами запрещено!
Емкости с газом могут быть установлены, для дальнейшей эксплуатации, не ближе чем на один метр к источникам тепла. Если для обогрева применяют открытый огонь, то расстояние до баллона не должно быть меньше 5 метров.
Виды и устройство вентилей
Несмотря на то, что все баллоны для хранения и перевозки газов отличаются друг от друга формой, цветом покрытия, объемом и многими другими характеристиками все они имеют одинаковое устройство. Баллон включает в свой состав – кран, бак и пр. Краны могут отличаться друг от друга конструктивными особенностями и материалами, которые были использованы для их производства. Кроме, их разделяют по типу применения – одни применяют для кислорода, другие для пропана, третьи для ацетилена. Соответственно на их поверхность наносят покрытия следующего типа:
Типовой газовый кран состоит из:
Корпуса, выполненного в виде тройника, состоящего из трех штуцеров, на каждом из них нарезана резьба. На некоторых моделях в корпус вмонтирован предохранительный клапан. Главная задача этого устройства стравливание излишнего давления, возникшего в баллоне.
Штуцера, расположенного внизу предназначенного для присоединения крана к емкости для хранения газа. К верхнему крепится регулирующих маховик (штурвал). К боковому штуцеру присоединяют внешние коммуникации или выполняют закачку газа. Корпус и основные детали выполняют из латуни или стали.
Краны, применяемые для негорючих газов, выполняют с правой резьбой на штуцерах, для тех, которые используют для горючих газов, нарезают левую.
Ремонт вентиля газового баллона
Основные неисправности газовых кранов
На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.
Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.
Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.
Меры предосторожности при замене
Замена вентиля на газовом баллоне должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности, среди них такие, как:
- Удалить из сосуда остатки газа. Газ допустимо стравливать только на открытом пространстве. Исключение можно сделать только для азота, кислорода и ряда других.
- Рабочее место, на котором будут выполнять работы должно хорошо проветриваться.
- Маховик надо откручивать плавно и с небольшой скоростью.
- Замену вентиля можно выполнять только после уравнивания давления снаружи и в баллоне.
При установке вентиля на штатное место в баллоне необходимо использовать фум-ленту и другие типы герметиков, которые обеспечивают надежность соединения. Надо отметить, что уплотнители любого типа могут создавать определенные сложность при извлечении вентиля. Для облегчения этой задачи допустимо использовать строительный фен.
Выполнять нагрев арматуры, устанавливаемой на баллон допустимо только после стравливания содержимого емкости.
Пошаговая инструкция по замене вентиля
Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.
Проверка герметичности и завершение работ
По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.
Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.
Зачем делать ремонт газового баллона
Делать или не делать ремонт газовых баллонов определяют на стадии их обследования. В процессе освидетельствования проводят осмотр внешней и внутренних полостей баллона.
Кроме того, осматривают состояние опорного башмака, если его состояние не в состоянии обеспечить вертикальную установку баллона, то эксплуатировать его недопустимо.
Виды ремонта газового баллона в частности, ремонт пропановых баллонов
Ремонт газовых баллонов выполняют на основании данных полученных при освидетельствовании в частности. В частности, при проведении восстановительно-ремонтных работ заменяют, вентили, заменяют башмак, выполняют ремонт горловины и пр.
Кроме того, разумеется, при необходимости, на поверхности сосуда наносят дополнительные надписи. Но надо всегда помнить о том, что иногда безопаснее приобрести новый баллон, чем продолжать эксплуатировать старый.
Чаще всего ремонту подлежат пропановые баллоны. Это связано в первую очередь с тем, что эти баллоны имеют широкое применение и в промышленности, и в быту. Но, владельцы бытовых баллонов, должны быть готовы к тому, что они ремонту не подлежат.
Случаи, при которых газовые баллоны не обменивают и к дальнейшему использованию непригодны.
Если на поверхностях баллона выявлены дефекты поверхности, которые превышают 10% от площади поверхности, то такое оборудование ремонту не подлежит и, должно быть, утилизировано.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
>