Зазор между статором и ротором

Мелкосерийное литье изделий из пластика на термопластавтоматах
Узнать цену!

1-3. СБОРКА МАШИН ПОСЛЕ РЕМОНТА

Предварительно проходят сборку основные узлы, после чего производится сборка всей машины.

Ввод ротора в статор производится теми же приемами, что и вывод его, но в обратном порядке. Подшипниковые щиты должны с достаточным натягом садиться на центрирующие заточки статора. Посадка их на место достигается равномерной подтяжкой болтов, крепящих щиты к станине.

Для осуществления насадки допускаются удары свинцовой болванкой по окружиости щита. Однако здесь нужна осторожность, чтобы не разбить щит.

Насадка ролико- и шарикоподшипников на вал производится с предварительным подогревом подшипника в масляной ванне до 100°С.

При сборке Машины производят ряд Проверок правильности выполненных работ и соблюдения условий, необходимых для нормальной работы машины:

1. Проверка легкости вращения ротора, в особенности при шариковых и роликовых подшипниках. Тугое вращение ротора указывает на перекос подшипников или подшипниковых щитов, на трение ротора о статор, вентилятора о корпус или на наличие посторонних предметов в машине.

2. Проверка зазора между ротором и статором или между якором и полюсами, который должен быть одинаковым по всей окружности. Разница между величинами зазоров, измеренная в двух диаметрально противоположных точках ротора, разделенная на два, называется эксцентрицитетом. Измерение величины зазора производится щупами. Наиболее простая форма щупов — набор пластинок различной толщины.

Для больших машин со значительной величиной воздушного зазора делаются специальные раздвижные щупы. Измерение зазора требует известного навыка, так как на результат измерения может повлиять пленка лака на поверхности ротора или щуп может попасть не на зубец ротора, а на пазовые клинья. Обычно измерение производят в четырех — шести точках по окружности. Измерение должно быть произведено с обеих сторон машины, чтобы убедиться в отсутствии клинообразного зазора и при нескольких положениях ротора.

Эксцентрицитет вызывает сильное одностороннее притяжение ротора, нагружающее вал и подшипники, неравномерную нагрузку отдельных катушек обмотки статора, включенных параллельно, уравнительные токи и ухудшение коммутации в якорях машин постоянного тока.

В асинхронных двигателях эксцентрицитет вызывает уменьшение вращающего момента, развиваемого двигателем в процессе пуска. Он способствует также появлению шума и вибрации при работе электрических машин.

Недопустимый эксцентрицитет может явиться следствием неправильной обработки щита, при которой центральное отверстие и посадочная поверхность щита расточены со смещением центра или вследствие несовпадения центра расточки сердечника статора и посадочной поверхности станины под щит. Исправление эксцентрицитета подшабриванием посадочных поверхностей станины или щита, с одной стороны, и наклепыванием или накерниванием их, с другой — ни в коем случае нельзя допускать, так как после первой же разборки вся работа по регулировке зазора пропадает. Нужно произвести заварку и новую расточку посадочных поверхностей станины или подшипникового щита.

Для машин на скользящих подшипниках эксцентрицитет может быть следствием износа" заливки вкладыша.

У машин с разъемными подшипниками в качестве временной меры до перезаливки вкладышей удается исправить эксцентрицитет постановкой тонких прокладок под вкладыши.

Для машин постоянного тока с волновой обмоткой допускается некоторое увеличение зазора снизу и соответственное уменьшение зазора сверху. При срабатывании подшипников зазор будет выравниваться. Кроме того, уменьшение зазора сверху вызывает притяжение якоря к верхним полюсам и некоторую разгрузку подшипников.

Для асинхронного двигателя, вышедшего из ремонта, величина эксцентрицитета не должна превышать 10— 15% от средней нормальной величины зазора.

Максимальный эксцентрицитет асинхронного двигателя в эксплуатации не должен превышать 15—20% от средней величины зазора. При больших величинах эксцентрицитета двигатель должен быть направлен в ремонт.

Для машин постоянного тока допустимая величина эксцентрицитета зависит от типа обмоггки. Для волновых обмоток максимальный эксцентрицитет машины в эксплуатации может доходить до 25%. Для многополюсных машин с петлевой обмоткой и уравнительными соединениями максимальная величина эксцентрицитета в эксплуатации не должна превышать 10—12%.

Зазор между ротором и статором должен иметь определенную (номинальную) среднюю величину. Величина зазоров в машинах постоянного тока связана с числом оборотов (у двигателя) или с напряжением (у генератора"). Зазор под добавочными полюсами окончательно устанавливается по опыту (см § 8-96).

Читать также:  Принцип работы токарно карусельного станка

В машинах постоянного тока величина зазора может быть отрегулирована путем установки прокладок на листовой стали между полюсами и станиной. Это относится и к синхронным машинам с явно выраженными полюсами. В асинхронных машинах зазор берется весьма малым (табл. 1-2), так как он влияет на величину тока холостого хода. Поэтому следует весьма осторожно относиться ко всякого рода шлифовкам статорной и роторной поверхностей асинхронных двигателей, так как они могут повлечь за собой увеличение тока и повыше* ние нагрева двигателя.

Игра ротора или якоря в осевом направлении у машин на подшипниках скольжения должна быть в пределах 1—12 мм. Полное отсутствие этой игры указывает на то, что якорь (ротор) зажат между подшипниками илри нагревании его могут создаться сильное трение на торцовых поверхностях подшипников и заедание их. При скользящих (Подшипниках осевую игру обеспечивают соответствующей установкой вкладышей в корпусе подшипника, после чего вкладыш засверливают и ставят стопорный болт.

У машин, имеющих коллектор, должна быть обеспечена правильная установка щеткодержателей. При помощи индикатора должна быть проверена поверхность коллектора на отсутствие чрезмерного биения. Допустимая величина биения коллектора зависит от диаметра и числа оборотов коллектора и колеблется в ‘Пределах 0,03—0,05 мм. Выступание отдельных пластин не допускается. Индикатор должен иметь на конце насадку, допускающую измерение на продороженной поверхности коллектора.

У машин с добавочными полюсами щетки должны находиться строго на нейтрали. Обычно у машин постоянного тока имеются отметки положения траверсы щеткодержателей, сделанные на заводе-изготовителе.

Тем не менее после разборки и ремонта необходимо установить траверсу заново.

Проверка положения траверсы может быть сделана на основании следующего опыта: в катушки главных полюсов пропускают слабый ток от постороннего источника постоянного тока и производят замыкание и размыкание цепи. Между щетками разной полярности включают вольтметр с нулем посередине шкалы и траверсу сдвигают до тех пор, пока отклонение вольтметра не станет возможно более близким к нулю.

Этот опыт можно проводить и при питании обмотки возбуждения слабым переменным током. При этом не нужно размыкать обмотку.

Более точно установка щеткодержателей, т. е. определение нейтрали у двигателей, делается под нагрузкой Методам реверсирования (двигателя) посредством сдвигания щеткодержателей до тех пор, пока число оборотов двигателя не будет одинаковым ири обоих направлениях вращения.

Перед сборкой машин постоянного тока проверяют чередование полярности полюсов. Полюсы возбуждают постоянным током, после чего компасной стрелкой или намагниченным стальным пером их обходят по очереди. За северным полюсом должен следовать южный, далее опять северный и так далее. Правильное чередование может быть также установлено по силе притяжения куска стали. Между разноименными полюсами он притягивается сильно, между одноименными слабо или совсем не притягивается (ом. стр. 20в, 261). Проверяется также равенство расстояний между полюсами.

Замыкающий механизм роторов асинхронных двигателей проверяется на плотность контакта между замыкающим кольцом и пружинными пальцами. Кроме того, при установке аксиального расхода должно быть обеспечено такое положение ротора, чтобы при замкнутом накоротко роторе сухари, передвигающие замыкающее кольцо, не терлись об него, а подъем щеток происходил лишь после замыкания колец накоротко.

Допускаемый эксцентрицитет контактных колец 0,02—0,03 мм, торцовое биение 0,5 мм.

Замеры воздушных зазоров у электрических машин постоянного тока и у синхронных машин с явно выраженными полюсами производятся под каждым полюсом против середины башмака; у асинхронных машин и у синхронных машин с неявно выраженными полюсами при небольших диаметрах ротора (до 500—600 мм) — в четырех диаметрально противоположных точках, при больших диаметрах ротора — в восьми точках.

При измерении воздушных зазоров проверяют биение ротора и эллипсность статора. Воздушные зазоры проверяют щупом с обеих сторон под одной из размеченных точек ротора при постоянном его повороте в размеченных точках статора (метод обхода одной точкой ротора). Установив оптимальное положение статора, замеряют воздушные зазоры под одной точкой статора всех размеченных точек ротора (определяют биение ротора). Результирующие воздушные зазоры должны быть в пределах, определяемых в таблице.

Читать также:  Ручная пила для резки металла

Тип электрической машины

Допуски значений воздушных зазоров

Машины постоянного тока

Воздушные зазоры, замеренные под серединами главных полюсов:
при зазорах 3 мм и ниже и петлевой обмотке якоря могут отличаться от среднеарифметического всех зазоров не более чем на 10%;

при зазорах выше 3 мм — не более чем на 5%;

при волновой обмотке эти допуски могут быть увеличены в 2 раза.

Воздушные зазоры, замеренные под серединами добавочных полюсов, могут отличаться
от среднеарифметического всех зазоров не более чем на 5% во всех случаях

Неравномерность зазора между статором и
ротором не более 10%

Зазоры, замеренные против середины полюсов, могут отличаться от среднеарифметического всех зазоров не более чем на 10% для тихоходных машин и на 5% для быстроходных

Регулировка зазоров производится путем подбора соответствующих металлических прокладок под лапы станин статора и разворота его в поперечном направлении относительно продольной оси.
В последнее время нашли применение электрические машины, у которых магнитное поле ротора создается обмотками возбуждения, находящимися на статоре (например, генераторы повышенной частоты). Воздушный зазор у таких машин очень мал (0,9—1,5 мм) при очень больших магнитных силах притяжения, возникающих при нарушении равномерности воздушных зазоров по окружности статора.
Устройство для измерения и контроля зазора таких машин состоит из специальных измерительных катушек, заложенных в пазы статора в диаметрально противоположных точках, и измерительного прибора. При работе генератора в катушках наводятся э. д. с, значения которых пропорциональны воздушному зазору в измеряемой точке. Сравнивая э. д. с, можно с достаточной точностью судить о равномерности воздушных зазоров. При пуске генератора, до того как нагрузить его, необходимо проверить равномерность воздушного зазора при токе возбуждения, равном 0,5 номинального.

Зазор между статором и ротором
Рис. 1. Выверка положения магнитных осей статора и ротора.
1 — статор; 2 — ротор; а1 , а2 — величина несовпадения железа ротора и статора.

Величина эксцентриситета ротора, задается предприятием-изготовителем для еще не работавших машин в период начального пуска, и предельное его значение во время эксплуатации, где U1 и U2 — э. д. с. в диаметрально противоположных точках. В период монтажа, до пуска машин, эксцентриситет ротора измеряется подачей возбуждения и замером наводимой э. д. с. в измерительных катушках в переходном режиме (во время включения или отключения возбуждения) милливеберметром Ml 119 или измерением магнитного поля в воздушном зазоре при помощи тесламетра Ф3354/1. Эксцентриситет подсчитывается по той же формуле и должен быть в пределах, указанных предприятием-изготовителем.
При регулировке воздушных зазоров одновременно нужно проверить положение активной стали ротора относительно активной стали статора, как показано на рис. 1.

1) Как создается магнитное поле АД?

Обмоткой статора подключенной к сети

2) Как выбираются главные размеры?

По требуемой мощности и скорости вращения

3) Что такое машинная постоянная Арнольда?

Отношение объема двигателя к его моменту

4) В каких частях двигателя выделяется тепло?

В обмотке статора, в магнитопроводе статора, в подшипниках

5) Какая самая нагретая часть АД охлаждающего газа, текущего в области зазора, поскольку

6) Как охлаждается АД со степенью защиты IP 44?

Обдувом оребренного корпуса внешним вентилятором

7) Как изменится ток статора, если зазор между статором и ротором увеличить?

8) Что такое коэффициент воздушного зазора (Коэффициент Картера)?

Коэффициент увеличения магнитного напряжения воздушного зазора за счет зубчатости статора и ротора

9) С какой целью обмотки мощных АД делают двухслойными?

Читать также:  Какая кислота разъедает ржавчину

Для улучшения формы МДС

10) В АД применяются двухслойные обмотки при мощности

11) Что такое обмоточный коэффициент?

Коэффициент уменьшения МДС фазы обмотки в сравнении с сосредоточенной обмоткой с тем же числом витков

12) Что такое коэффициент распределения обмотки?

Коэффициент уменьшения МДС фазы обмотки из-за расположения фазы обмотки в нескольких соседних пазах

13) Что такое коэффициент укорочения обмотки?

Коэффициент уменьшения МДС фазы обмотки из-за уменьшения магнитного потока витка

14) Как зависит электромагнитный момент АД от напряжения питания?

Уменьшается максимум момента и уменьшается пусковой момент

15) Почему при пуске АД иногда обмотку соединяют в звезду, а в рабочем режиме в треугольник?

Для обеспечения пуска при пониженном напряжении

16) Когда оправдан пуск при пониженном напряжении?

При пусковой нагрузке меньше номинальной

17) Почему в короткозамкнутых АД паз ротора выполняют узким и глубоким?

Для улучшения пусковых характеристик

18) Улучшение пусковых характеристик АД имеет место при изменении формы пазов ротора?

С грушевидной на паз с параллельными стенками

19) Чем отличается фазный ротор АД от короткозамкнутого?

Наличием трехфазной обмотки из медного провода

20) Какие виды потерь имеют место в АД

Потери с тали статора, потери в обмотках статора и ротора, добавочные потери в стали, механические потери.

21) Какие виды потерь в стали статора АД?

Магнитные потери в ярме, магнитные потери в зубцах, пульсационные потери в зубцах, поверхностные потери в зубцах

22) Как отводится тепло от проводников пазовой части обмотки статора?

Через изоляцию обмотки в зубцы и магнитопровод статора

23) Каким образом улучшают отвод тепла от обмотки статора в магнитопровод?

Пропитывают обмотку лаком

24) Какие элементы конструкции улучшают теплообмен между лобовыми частями обмотки статора и корпусом?

Лопатки на короткозамыкающих кольцах обмотки ротора

25) Как осуществляется балансировка ротора АД?

Установкой на ротор балансировочных грузов

26) Какие меры принимаются при сборке АД для снижения вибраций?

27) Почему роликовый подшипник иногда ставят у выходного конца вала?

Выходной конец вала наиболее нагружен в радиальном направлении

28) Как осуществляется смазка подшипников АД?

Консистенская смазкой набиваемой в подшипниковый узел при сборке АД

29) Как закрепляется в сердечник статора в корпусе?

Фиксирующим винтом, который вворачивается в магнитопровод статора

30) Как закрепляется сердечник ротора на валу?

Тугой посадкой на вал

31) Какова величина зазора между статором и ротором

32) к чему приводит эксцентричное положение ротора?

Увеличивается шум вибрации

33) может ли АД работать при обрыве одной фазы обмотки статора?

Может при пониженной нагрузке

34) Чем опасно межвитковое замыкание обмотки статора?

Провалы момента на пусковой характеристике АД

35) Чем опасен пробой корпусной изоляции обмотки статора?

Наличие сетевого напряжения на корпусе двигателя

36) Может ли АД работать с перегрузкой по мощности на 15%?

Может, если температура обмотки не превышает допустимой температуры нагрева

37) пуск синхронного компенсатора производят?

Разгонным двигателям, с помощью асинхронного пуска или с помощью преобразователя частоты

38) Недостатки асинхронного пуска синхронного компенсатора?

Большое потребление реактивной мощности

39) Магнитопровод статора машины постоянного тока выполняют шихтованным для

Снижения потерь в стали при работе от электронного регулятора напряжения

40) Коллектор машины постоянного тока это пакет изолированных друг от друга медных пластин продольно ориентированных в расположенных

На роторе рядом с якорем

41) Компенсационная обмотка машины постоянного тока предназначена

Для уменьшения влияния поперечной реакции якоря

42) Дополнительные полюса машины постоянного тока предназначены

Для улучшения коммутации

43) Коммутация в машине постоянного тока это

Изменение направления тока в секциях обмотки якоря

44) Для улучшения коммутации

Ускорить процесс снижения тока в секциях обмотки якоря

45) Уравнительные соединения в обмотке якоря машины постоянного тока служат для

Повышения равномерности нагрузки щеток машины

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector