- Стандартная электросхема зарядного устройства
- Принципиальная схема
- Конструкция аккумуляторного устройства для шуруповёрта
- Стандартные и индивидуальные характеристики зарядного устройства фирмы «Интерскол»
- Элементы блока питания
- Ремонт аккумулятора своими руками
- Замена необходимых элементов цепи
- Универсальный зарядник своими руками
- Устройство и схема шуруповерта
- Неисправности шуруповерта
- Неисправности аккумуляторной батареи
В настоящий момент на рынке представлено огромное количество моделей аккумуляторных шуруповёртов Bosch и, соответственно, зарядных устройств к ним.
Зарядники отличаются следующими параметрами:
- Напряжение питания (возможны варианты с фиксированным напряжением 3.6, 7.2, 10.8, 12, 14.4, 18, 24, 36 вольт или варианты с настраиваемыми/выбираемыми выходными параметрами напряжения).
- Тип подключаемых аккумуляторов (это могут быть литий-ионные, никель-металлогидридные или никель-кадмиевые элементы).
- Время заряда и мощность (так, зарядное устройство может оснащаться технологией быстрой накачки энергии).
- Подключаемый разъём (за несколько поколений шуруповёртов накопилось большое число разных форматов подключений).
- Тип использования устройства (как правило зависит от типа шуруповёрта – бытовой он или профессиональный, первый тип устройств рассчитан на редкое использование и большое время заряда, второй – на ускоренный заряд и регулярное использование).
Классическое зарядное устройство – это вторичный источник напряжения (трансформатор) и дополнительные схемы, например: фильтрации, выпрямления, защиты, накачки и т.п.
То есть, для зарядки любой батареи будет достаточно трансформатора и диодного моста, как на схеме ниже.
Рис. 1. Схема зарядного устройства
Принцип работы такой:
1. трансформатор понижает сетевое напряжение до требуемого уровня;
2. диодный пост преобразует синусоидальные колебания тока на выходе трансформатора в прямоугольные импульсы;
3. простейший фильтр из конденсатора сглаживает переходы между импульсами с диодного моста.
На самом деле всё очень просто. Но в оригинальных схемах производителей зарядных устройств вводятся дополнительные узлы и блоки. В некоторых случаях, для уменьшения габаритов зарядки могут внедряться импульсные блоки питания.
Не самый последний показатель работы схемы блока питания – его мощность. Она зависит в первую очередь от параметров преобразователя (трансформатора или импульсного блока питания). Чем выше мощность, тем быстрее и эффективнее будет заряжаться аккумуляторная батарея. Мощность аккумуляторов определяется их напряжением, умноженным на ёмкость (измеряется в ампер-часах).
Схемы оригинальных ЗУ Bosh
Ничего нового производитель здесь не изобретёт. Технологии зарядки химических источников тока давно известны и обкатаны. Всё что нужно – уточнить номинал деталей и используемые технические решения.
Ниже рассмотрим несколько вариантов схем для зарядных устройств, которые уже детально изучены опытными пользователями.
Внешний вид зарядки.
Рис. 2. Внешний вид зарядки
Рис. 3. Принципиальная схема зарядного устройства
При поиске неисправностей в первую очередь стоит проверить мосфет, далее резисторы и конденсаторы. Проверять элементы нужно с выпаиванием контактов, так измерения номинала будут соответствовать действительности.
Замену неисправных элементов стоит производить на точно такие же модели, но рабочие, в крайнем случае – на прямые аналоги.
Внешний вид устройства.
Рис. 4. Внешний вид устройства
Схема принципиальная электрическая.
Рис. 5. Принципиальная электрическая схема
Эта зарядка используется только для литий-ионных АКБ. Работает она на базе импульсного БП.
Bosch AL 2425 DV
Внешний вид прибора.
Рис. 6. Внешний вид прибора
Принципиальная схема находится здесь.
Несколько слов о самостоятельном ремонте
На самом деле, зарядки Bosch ничем не отличаются от устройств конкурентов и достаточно просто устроены. Для ремонта нужно:
- понимать немного в схемотехнике,
- уметь определять номинал и тип элемента по обозначениям на корпусе (часто они интернациональны),
- уметь проверять работоспособность отдельного элемента схемы (он выпаивается полностью или частично, например, если у элемента 2 контакта, то достаточно отпаять только одну ножку).
- иметь необходимый набор инструментов и измерительных приборов.
- Часто на плате имеются контрольные точки, типовые значения для сравнения указаны рядом с контактом (чтобы не выпаивать все детали без разбора можно отсечь лишние цепи с помощью контрольных точек).
- После разборки сразу произведите детальный осмотр схемы и элементов. Часто пострадавшие детали можно определить визуально (они потемнели, имеют трещины на корпусе, вздулись и т.п.).
- Наиболее уязвимыми элементами можно назвать транзисторы и микросхемы. Полупроводники чаще всего выходят из строя в сравнении с другими элементами схем (статистика не в их пользу).
- Для дешёвых зарядок принципиальных схем не найти, потому что их нет даже в сервисных мастерских. Производителю проще полностью заменить устройство, чем ремонтировать его силами специалистов. Но схему можно составить самостоятельно. Делать это нужно очень скрупулёзно, так как при большом количестве связей ошибок не избежать.
- Даже при наличии принципиальной схемы ремонт зарядок не сильно упрощается. Нужно знать расположение контрольных точек и стандартные для них значения измерений.
На самом деле для восстановления зарядных устройств принципиальные схемы не нужны. Достаточно последовательно проверить все ключевые элементы на номинал, ведь в схеме их часто не больше 10-20 шт.
Мнения читателей
Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:
Практически все шуруповёрты работают от аккумуляторов. Средняя ёмкость аккумулятора — 12 мАч. А для того, чтобы он всегда находился в рабочем состоянии, нужна постоянная подзарядка. Для этого необходимо зарядное устройство, характерное для каждого типа аккумуляторов. Однако они сильно различаются по своим характеристикам.
В настоящее время выпускают модели на 12–18 В. Также стоит отметить, что производители используют разные компоненты для зарядных устройств различных моделей. Чтобы разобраться с этим, вы должны ознакомиться со стандартной схемой этих зарядных устройств.
Стандартная электросхема зарядного устройства
Основой стандартной схемы является микросхема трехканального типа. В этом варианте на микросхеме крепятся четыре транзистора, сильно отличающихся по ёмкости и высокочастотные конденсаторы (импульсные или переходные). Для стабилизации тока используются тиристоры или тетроды открытого типа. Проводимость тока регулируется дипольными фильтрами. Эта электрическая схема легко справляется с сетевыми перегрузками.
Принципиальная схема
Предназначение электроинструментов в первую очередь в том, чтобы сделать наш повседневный труд менее утомительным и рутинным. В домашнем быту незаменимым помощником в ремонте или разборке (сборке) мебели и прочих предметов домашнего обихода является шуруповёрт. Автономное питание шуруповёрта делает его более мобильным и удобным в использовании. Зарядное устройство является источником питания для любого аккумуляторного электроинструмента, в том числе и шуруповёрта. Для примера познакомимся с устройством и принципиальной схемой.
Для принципиальных схем зарядных устройств шуруповёртов на 18 В используются транзисторы переходного типа несколько конденсаторов и тетрод с диодным мостом. Частотную стабилизацию осуществляет сеточный триггер. Проводимость тока зарядки на 18 В обычно составляет 5,4 мкА. Иногда, для улучшения проводимости, применяют хроматические резисторы. Ёмкость конденсаторов, в этом случае, не должна быть выше 15 пФ.
Конструкция аккумуляторного устройства для шуруповёрта
«Банки» аккумулятора заключены в корпус, который имеет четыре контакта, включая два силовых плюс и минус для разряда/заряда. Верхний управляющий контакт включён через термистор (термодатчик), который защищает аккумулятор от перегрева во время зарядки. При сильном нагреве он ограничивает или отключает ток заряда. Сервисный контакт включается через резистор на 9 кОм, который выравнивает заряд всех элементов сложных зарядных станций, но они используются обычно для промышленных приборов.
Стандартные и индивидуальные характеристики зарядного устройства фирмы «Интерскол»
Зарядные устройства марки «Интерскол» используют трансиверы с повышенной проводимостью. Их максимальная токовая нагрузка доходит до 6 А, а в новых моделях и выше. В стандартном зарядном устройстве шуруповёрта «Интерскол» используется двухканальная микросхема, конденсаторы на 3 пФ, импульсные транзисторы и тетроды открытого типа. Проводимость тока достигает 6 мкА, при средней энергоёмкости аккумулятора 12 мАч.
- Довольно часто российский производитель «Интерскол» использует схему зарядки аккумулятора с транзисторами типа IRLML 2230. В этом случае в зарядных устройствах на 18 В применяют микросхему трёхканального типа и конденсаторы с ёмкостью 2 пФ, которые хорошо переносят сетевые нагрузки. Показатель проводимости при этом достигает 4 мкА. При выборе шуруповёрта нужно учитывать его мощность, которая влияет на его срок эксплуатации. Чем выше показатель мощности, тем дольше проработает инструмент.
Элементы блока питания
Аккумулятор является самой дорогостоящей частью шуруповёрта и составляет примерно 70% от всей стоимости инструмента. При выходе его из строя придётся тратиться на приобретение практически нового шуруповёрта. Но если есть определённые навыки и знания вы можете самостоятельно исправить поломку. Для этого нужны определённые знания об особенностях и строении аккумулятора или зарядного устройства.
Все элементы шуруповёрта, как правило, имеют стандартные характеристики и размеры. Их основным отличием является величина энергоёмкости, которая измеряется в А/ч (ампер/час). Ёмкость указывают на каждом элементе блока питания (их называют «банками»).
«Банки» бывают: литий — ионные, никель — кадмиевые и никель — металл — гидридные. Напряжение первого вида — 3,6 В, другие имеют напряжение — 1,2 В.
Неисправность аккумулятора определяется мультиметром. Он определит, какая из «банок» вышла из строя.
Ремонт аккумулятора своими руками
Для ремонта аккумулятора шуруповёрта нужно знать его конструкцию и точно определить место поломки и саму неисправность. Если хотя бы один элемент выйдет из строя, вся цепь потеряет свою работоспособность. Наличие «донора», у которого все элементы в порядке или новые «банки» помогут решить эту проблему.
Мультиметр или лампа на 12 В подскажет, какой именно элемент неисправен. Для этого нужно поставить аккумулятор заряжаться до полной его зарядки. После чего разберите корпус и измерьте напряжение всех элементов цепи. Если напряжение «банок» ниже номинального, то нужно пометить их маркером. Затем соберите аккумулятор и дайте ему поработать до тех пор, пока его мощность заметно упадёт. После этого разберите снова и замерьте напряжение помеченных «банок». Проседание напряжения на них должно быть наиболее заметным. Если разница составляет 0,5 В и выше, а элемент работает, то это говорит о его скором выходе из строя. Такие элементы необходимо заменить.
С помощью лампы на 12 В можно также определить неисправные элементы цепи. Для этого нужно полностью заряженный и разобранный аккумулятор подключить к контактам плюс и минус на лампу 12 В. Нагрузка, созданная лампой, будет разряжать аккумуляторную батарею. После чего замерьте участки цепи и определите неисправные звенья. Ремонт (восстановление или замену) можно произвести двумя способами.
- Неисправный элемент обрезается и паяльником припаивается новый. Это касается литий — ионных батарей. Так как восстановить их работу не представляется возможным.
- Никель — кадмиевые и никель — металл — гидридные элементы можно восстановить, если присутствует электролит, который потерял объём. Для этого их прошивают напряжением, а также усиленным током, что способствует устранению эффекта памяти и повышает ёмкость элемента. Хотя полностью устранить дефект не получится. Возможно, спустя, некоторое время неисправность вернётся. Гораздо лучшим вариантом будет замена вышедших из строя элементов.
Замена необходимых элементов цепи
Для ремонта аккумулятора для шуруповёрта потребуется запасная аккумуляторная батарея, из которой, можно позаимствовать нужные детали или покупка новых элементов цепи. Новые «банки» должны соответствовать необходимым параметрам. Для их замены потребуется паяльник, олово, канифоль или флюс.
Распаяйте соединения неисправных деталей и установите на их место новые. Не допускайте при этом их перегрева, который может привести к порче аккумулятора. Для этого постарайтесь выполнить быструю пайку без промедлений. В процессе пайки можете охлаждать её прикосновением руки, при отключённом напряжении.
- Выполняйте соединения родными пластинами (можно медными), иначе перегрев проводов может привести в работу необходимый термистор, который контролирует нагрев и отключает систему зарядки. При подключении не забывайте соблюдать полярность. Минус предыдущего элемента при последовательном соединении присоединяется к плюсу следующего.
- Выровняйте потенциал элементов цепи. Он различается практически на всех «банках». Для этого поставьте аккумулятор заряжаться на всю ночь, а потом на сутки оставьте для остывания. После чего, измерьте напряжение элементов. Показатели должны быть очень близки к номиналу.
- Вставьте аккумуляторную батарею в шуруповёрт и дайте на него максимальную нагрузку до полной разрядки. Сделайте два полных разрядных цикла. Результат даст полное представление об эффективности ремонтных работ.
Универсальный зарядник своими руками
Чтобы зарядить аккумуляторное устройство, можно сделать самодельную зарядку, питающуюся от USB-источника. Необходимые компоненты для этого: розетка, USB-зарядка, 10 амперный предохранитель, необходимые разъёмы, краска, изолента и скотч. Для этого нужно:
Разобрать шуруповёрт на детали и отрезать верхний корпус от ручки ножом.
- Сделать отверстие для предохранителя сбоку от ручки. Соединить провод с предохранителем и вмонтировать в ручку агрегата.
- Зафиксировать предохранитель клеем или термопистолетом. Корпус обмотать скотчем и присоединить конструкцию к разъёму батареи. Провода монтируются вверху шуруповёрта. Инструмент собирается и обматывается изолентой. После чего корпус отшлифовывается, покрывается краской и полученное устройство заряжается.
Как видите, этот процесс не займёт много времени и не будет слишком разорителен для вашего семейного бюджета.
Свободное время в перерывах между ремонтами желательно провести с пользой. Например, привести в порядок инструмент. В этой статье – немного об электрической части аккумуляторного шуруповерта.
Устройство и схема шуруповерта
В корпусе инструмента размещается электродвигатель постоянного тока, редуктор, пусковая кнопка с регулятором и переключателем направления вращения двигателя и батарея аккумуляторов. Различия в электрических схемах определяются используемым способом управления двигателем. Наиболее часто применяется мощный МОП-транзистор с ШИМ-контроллером, что обеспечивает плавную регулировку скорости вращения.
![]() | Bosch Дрель-шуруповерт GSR 14.4-2-Li аккумуляторный, быстрозажимной патрон, кейс | Santechsystemy | 19 561,50 Р |
![]() | Bosch Аккумуляторная дрель-шуруповерт PSR 14,4 LI-2 2.5Ah x1 Case 060397340N | ogo1.ru | 8 972 Р |
![]() | Шуруповерт Bosch PSB 1440 LI-2 1.5Ah x2 Case | compyou.ru | 8 510 Р |
Транзистор для лучшего отвода тепла крепится на корпусе двигателя или на радиаторе. Плата с контроллером, если она небольшая, часто расположена внутри пусковой кнопки.
Электрический двигатель имеет корпус цилиндрической формы, внутри него закреплены постоянные магниты. Они создают магнитное поле, в котором вращается якорь с обмоткой из медного провода, ее выводы соединяются со щетками коллектора. Питающее напряжение подается на коллектор через угольно-графитовые щетки, его полярность и определяет направление вращения якоря. На оси двигателя напрессована ведущая шестерня, взаимодействующая с редуктором.
В большинстве моделей шуруповертов имеется планетарный редуктор, позволяющий выбрать требуемую для работы скорость: низкую – для завинчивания шурупов, высокую – для сверления. Для регулировки усилия, с которым закручивается шуруп, в конструкции редуктора предусматривается механическая регулировка нагрузки.
В качестве источника питания применяется батарея аккумуляторов с выходным напряжением от 9 до 18 вольт. Большее напряжение позволяет увеличить мощность и надежность инструмента. В современных шуруповертах вместо устаревших никель-кадмиевых элементов устанавливают литий-ионные и литий-полимерные. Несмотря на высокую стоимость, они отличаются небольшими габаритами и лучшими эксплуатационными характеристиками.
Неисправности шуруповерта
Имея общее представление об устройстве и взаимодействии его деталей, можно легко установить причину возникшей поломки и произвести несложный ремонт шуруповерта своими руками.
![]() | Makita DF331DWAE Аккумуляторная дрель-шуруповерт | Оксар.ру-Москва | 7 990 Р |
![]() | BOSCH Дрель-шуруповерт GSR 1800-LI 1.5Ah x2 Case синий/черный | Беру | 7 249 Р |
![]() | Bosch GSR 10.8 V-EC HX Аккумуляторная дрель-шуруповерт 06019D4100 | Оксар.ру-Москва | 13 888 Р |
![]() | Makita Аккумуляторная дрель-шуруповерт DF331DWYE | ogo1.ru | 4 840 Р |
Распространенная неисправность, когда не запускается двигатель, может быть вызвана выходом из строя аккумуляторной батареи или зарядного устройства. Работоспособность и того, и другого легко проверяется тестером. Если причина не в них, то следующая деталь, подлежащая изучению, это кнопка. Для этого разбирают корпус инструмента и с помощью омметра определяют целостность электрической цепи от батареи до кнопки и далее до двигателя. Неработающую кнопку заменяют однотипной.
В электронной схеме регулировки скорости вращения чаще всего из-за перегрузки повреждается регулирующий транзистор. Его исправность проверяют мультиметром.
В том случае, если при нажатии кнопки на клеммах электродвигателя присутствует напряжение, а вал не крутится, необходимо осмотреть щетки – насколько плотно они прижимаются к коллектору, обеспечивая надежный электрический контакт. Вышедший из строя двигатель, как правило, не ремонтируют, а заменяют новым.
Неисправности аккумуляторной батареи
Неработоспособность Ni-Cd или Ni-MH батарей часто связана с потерей емкости одного или нескольких элементов. Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками по силам большинству домашних умельцев. Для того, чтобы определить неисправный элемент, замеряют напряжение на каждом из них (к выходным клеммам батареи при этом подсоединяют достаточно мощную нагрузку, например, автомобильную лампочку). Напряжение на нерабочем элементе будет около нуля. Забракованные таким способом аккумуляторы заменяют исправными, соблюдая полярность подключения. При пайке соединений следует избегать перегрева корпуса банок.
Неквалифицированный ремонт вышедших из строя Li-ion Li-pol батарей может привести к их взрыву или воспламенению, поэтому не может быть рекомендован начинающим ремонтникам.
Конструкция таких батарей предусматривает наличие специальной электронной схемы – контроллера, который отслеживает параметры заряда и разряда и не допускает превышения этих величин. При чрезмерном разряде аккумулятора правильная работа контроллера нарушается. Работоспособность батареи иногда можно восстановить путем ее подзарядки напрямую, с отключенным контроллером, до уровня, при котором схема контроллера заработает самостоятельно.
Заменять неисправные литиевые элементы в батарее специалисты категорически не рекомендуют. Это связано с разбалансировкой работы всей цепи из-за различия параметров элементов и невозможностью настроить точную работу контроллера.
![]() | Makita Аккумуляторная дрель-шуруповерт DF030DWE | OptTools | 6 202,06 Р |
![]() | Bosch Аккумуляторная ударная дрель-шуруповерт PSB 18 LI-2 (060398230B) | Tools-Hit | 9 500 Р |
![]() | BOSCH Дрель-шуруповерт GSR 14,4-2 1.5Ah x2 Case синий/черный | Беру | 8 330 Р |
![]() | Hitachi (Япония) Дрель шуруповерт аккумуляторная DS14DVF3 | Ударник | 6 384 Р |
Ремонтом никель-кадмиевых батарей занимаются многие умельцы, которые не хотят выбрасывать еще работающий шуруповерт. Как свидетельствует их опыт, причиной преждевременного выхода из строя батарей чаще всего является некачественное зарядное устройство. Несложные схемы зарядных устройств для шуруповертов поддерживают в нагрузке фиксированный ток в течение определенного времени, без учета того, был ли разряжен аккумулятор до начала процесса. Через определенное количество циклов работы батареи ее емкость заметно уменьшается. Это явление называют «эффектом памяти».
Один из способов значительно увеличить срок службы Ni-Cd батареи – полностью разрядить ее перед очередной зарядкой. С этой целью конструкцию зарядного устройства дополняют схемой запуска автоматического цикла «разряд-заряд».
Следует также учитывать, что емкость аккумулятора резко снижается, если инструмент хранится или эксплуатируется при низкой температуре. Не рекомендуется также оставлять на длительный период шуруповерт с разряженной литий-ионной батареей – глубокий разряд легко выведет ее из строя. Подзаряжать во время хранения никель-кадмиевую батарею, наоборот, нет необходимости. Снижение емкости до минимальных значений обычно не приводит к ее повреждению.