Область применения подшипников качения

Область применения подшипников каченияКонструкция подшипника качения известна благодаря его способности обеспечивать свободное качение без повреждения, трения и износа при вращении. В современной механике ему нет аналогов, которые могли бы с большей эффективностью снижать трение и скольжение вращающихся частей.

История возникновения и развития

Отсчёт истории начинается с 3500 года до нашей эры, во времена Древнего Египта, когда его жители использовали примитивные и очень эффективные на то время опорные подшипники без применения шариков. Ближе к нашему времени, в 700-м году до нашей эры, кельты достаточно активно стали применять изделия, аналогичные современным цилиндрическим подшипникам качения.

Следующая точка в истории это 330 год до нашей эры, когда инженер Древней Греции Диад создал осадную машину, основным отличием которой отмечается применение простых скользящих элементов.

Область применения подшипников каченияВ 1490 году Леонардо Да Винчи опубликовал первый чертёж подшипника качения в мире. Отмечается тот факт, что это изобретение произвело большое впечатление в кругу специалистов этого профиля. В 1794 году он был впервые запатентован. А в 1839 году американец Исаак Баббит изобрёл специальный металлический сплав, из которого в дальнейшем изготавливались шарики. В состав этого сплава входили медь, свинец, сурьма и олово.

Большим прорывом этой области считается 1853 год, когда Филлипп Мориц Фишер создал конструкцию педального велосипеда с применением специализированных роликовых подшипников в его механизмах. Последним значимым событием стало то, что в 1883 Фридрих Фишер создал машину, которая шлифовала шарики из закалённой стали. За счёт её создания появился всемирно известный швейтфуртский подшипниковый завод, а в скором времени эта технология стала использоваться повсюду.

Классификация, виды и типы

Область применения подшипников каченияПодшипник представляет собой кинематический механизм, задача которого состоит в определении положения подвижных элементов частей конструкции и обеспечение их более эффективного вращения относительно друг друга. Он также обеспечивает опору вращающемуся валу механизма. Параллельно с этим выполняет функцию распределения радиальной и осевой нагрузки, передавая её на корпус всей машины. Благодаря этим свойствам вал фиксируется в нужном положении и одновременно вращается вокруг своей оси.

Классификация подшипников качения имеет следующий перечень:

  • Шариковый. Главной особенностью выделяется основной подвижный элемент — шарики. Считается самым распространненым видом, наиболее активно используется в автомобилях, электродвигателях, бытовом инструменте. Благодаря их сферической форме он может вращаться в разные стороны, предназначен на выдерживание радиальной и осевой нагрузки. Но из числа недостатков можно отметить малую площадь соприкосновения, поэтому в автомобиле их применяют в местах с низкой нагрузкой без воздействия ударов и вибраций. Использование шарикоподшипников для большой нагрузки влечёт за собой увеличение диаметра шариков, поэтому размер всего элемента увеличивается.
  • Роликовый. Состоит из деталей, представленных в цилиндрической форме. Различные радиальные нагрузки, оказываемые на ролики, равномерно распределяются по широкому пятну соприкосновения. Из-за этого они считаются оптимальным вариантом для использования в тяжёлых условиях. Но из-за цилиндрической формы такой вид не в состоянии обеспечивать большие осевые нагрузки. В узлах с малым диаметром вала применяется роликовый тип и для установки в труднодоступные места.
  • Конический. Устройство подшипника состоит из конусных роликов. Применяются они для удерживания высокой радиальной, осевой и ударной нагрузок. Основным местом установки считается ступица колеса машины. Некоторые производители в одном подшипнике устанавливают два ряда конических роликов по зеркальной схеме.

Устройство и составляющие подшипника

Какие бывают подшипники описано выше, но в большинстве своём их объединяет состав элементов, из которых они состоят.:

  • Область применения подшипников каченияОбойма. По геометрической форме представляет собой кольцо, внутренняя и наружная поверхность которого обработаны. Между этими обоймами движутся шарики. В современном автомобильном производстве внешняя обойма может встраиваться в ступицу и ремонт подшипника производится путём замены всего узла в сборе.
  • Сепаратор. Обойма специальной формы, по окружности которой находятся отверстия диаметром с используемый шарик. Выполняет роль ограничителя движения шарика внутри обойм.
  • Сальник. Применяется для замыкания открытой боковой поверхности подшипника, изготавливается из специальной резины. Препятствует попаданию грязи в смазку подшипника. Наиболее подвержена износу та часть, которая продаётся по отдельности для проведения ремонта.
Читать также:  Как починить лазерный уровень

Определение параметров по маркировке

Государственный стандарт определяет конструктивные параметры и характеристики устройства.

Корпус подшипника может быть с выемкой и без неё. В первом случае применяется на обработанных поверхностях при удерживании радиальной нагрузки. А без выемки устанавливаются в противоположном случае. Корпус бывает разной ширины, для определения типа используют следующие аббревиатуры:

  • ШМ — Широкий неразъемный.
  • УБ — Узкий неразъемный.
  • РШ — Широкий разъёмный.
  • РУ — Узкий разъёмный.

При изготовлении этих изделий производителем строго соблюдаются установленные законодательством стандарты. Поэтому производитель вместе со своим изделием предоставляет сопроводительную документацию о нём. Принятая маркировка на территории нашей страны состоит из следующих пунктов:

  • Основного обозначения.
  • Дополнительных префиксов.

Например, маркировку: 6−18030ПР20П. Основные параметры заложены в шесть цифр. Первоначальная цифра 6 — это класс точности изготовления изделия. А ПР20П можно расшифровать так:

  • П — префикс степени шероховатости поверхности.
  • Р2О — Тип используемой смазки подвижных частей.
  • П — Показатель уровня шума.

Остальной цифровой индекс обозначает:

  • Тип подшипника.
  • Указатель серии наружного диаметра и ширины.
  • Внутренний установочный диаметр.
  • Конструктивная особенность конкретной модели.

Класс точности изделия

Этот параметр указывает в основном на сферу применения изделия. Например, в современных автоматизированных станках применяются только изделия с высшим классом точности. В остальных массово применяемых механизмах используются подшипники с более низким уровнем качества при изготовлении. Класс точности может быть следующим:

  • Нормальный.
  • Сверхвысокий, применяемый индекс — 2.
  • Особо высокий — 4.
  • Высокий — 5.
  • Повышенный — 6.
  • Пониженный — от 7 до 8.

Анализируя вышеприведённый пример, можно сделать вывод, что изделие относится к повышенной степени точности.

Применение подшипников

Основное назначение этих устройств — это снижение фактора трения между подвижными элементами механизма. Могут применяться в автомобильной и сельскохозяйственной промышленности и при изготовлении различного производственного и бытового оборудования.

Преимущества и недостатки конструкции

Преимуществами изделий с такой конструкцией прежде всего считается низкий коэффициент трения и малая чувствительность к смазывающим материалам, дешевизна изготовления

Из числа минусов отмечается слабая стойкость к ударным нагрузкам и невозможность эксплуатации в агрессивных средах и при очень высоких оборотах.

Область применения подшипников качения

Область применения подшипников качения

Область применения подшипников качения

Подши́пник (от «под шип») — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции [1] .

Опора с упорным подшипником называется подпятником.

Основные параметры подшипников:

  • Максимальная динамическая и статическая нагрузка (радиальная и осевая).
  • Максимальная скорость (оборотов в минуту для радиальных подшипников).
  • Посадочные размеры.
  • Класс точности подшипников.
  • Требования к смазке. [2]
  • Ресурс подшипника до появления признаков усталости, в оборотах.
  • Шумы подшипника
  • Вибрации подшипника

Нагружающие подшипник силы подразделяют на:

  • радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
  • осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника.

Содержание

Основные типы подшипников [ править | править код ]

По принципу работы все подшипники можно разделить на несколько типов:

  • подшипники качения;
  • подшипники скольжения;

К подшипникам скольжения также относят:

Основные типы, которые применяются в машиностроении, — это подшипники качения и подшипники скольжения.

Подшипники качения [ править | править код ]

Область применения подшипников качения

Область применения подшипников качения

Область применения подшипников качения

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Также существуют насыпные подшипники, состоящие из сепаратора и вставленных в него шариков (см. рис. ниже), которые можно вытаскивать.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение, и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Классификация [ править | править код ]

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

  • По виду тел качения
  • Шариковые,
  • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
  • По типу воспринимаемой нагрузки
      Читать также:  Тиристорный ключ переменного тока
    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    • Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).
      • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
      • По числу рядов тел качения
        • Однорядные,
        • Двухрядные,
        • Многорядные;
        • Самоустанавливающиеся.
        • Несамоустанавливающиеся.
          • По материалу тел качений:
          • Полностью стальные;
          • Гибридные (стальные кольца, тела качения неметаллические. Как правило, керамические);

            Область применения подшипников качения

            Радиальный роликовый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Упорный шариковый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Упорный роликовый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Радиально-упорный шариковый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Радиально-упорный шариковый подшипник с четырёхточечным контактом

            Область применения подшипников качения

            Радиально-упорный роликовый подшипник (конический)

            Область применения подшипников качения

            Самоустанавливающийся двухрядный радиальный шариковый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Самоустанавливающийся радиальный роликовый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Самоустанавливающийся радиально-упорный роликовый подшипник

            Область применения подшипников качения

            Самоустанавливающийся двухрядный радиальный роликовый подшипник с бочкообразными роликами (сферический)

            Область применения подшипников качения

            Область применения подшипников качения

            Сепаратор с роликами игольчатого подшипника

            Область применения подшипников качения

            Шариковая винтовая передача

            Область применения подшипников качения

            Механика [ править | править код ]

            Подшипник представляет собой по существу планетарный механизм, в котором водилом является сепаратор, функции центральных колёс выполняют внутреннее и наружное кольца, а тела качения заменяют сателлиты.

            Частота вращения сепаратора или частота вращения шариков вокруг оси подшипника
            n c = n 1 2 ( 1 − D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(1-<frac >>>
            ight)> Область применения подшипников качения

            где n1 — частота вращения внутреннего кольца радиального шарикоподшипника,
            Dω — диаметр шарика.
            dm = 0,5(D+d) — диаметр окружности, проходящей через оси всех тел качения (шариков или роликов).

            Частота вращения шарика относительно сепаратора
            n s p = n 1 2 ( d m D ω − D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(<frac >>>-<frac >>>
            ight)> Область применения подшипников качения

            Частота вращения сепаратора при вращении наружного кольца
            n c ∗ = n 3 2 ( 1 + D ω d m ) <displaystyle n_=<frac <3>><2>>left(1+<frac >>>
            ight)> Область применения подшипников качения

            где n3 — частота вращения внешнего кольца радиального шарикоподшипника.

            Для радиально-упорного подшипника
            n c = n 1 2 ( 1 − D ω cos ⁡ α d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(1-<frac cos alpha >>>
            ight)> Область применения подшипников качения

            n s p = n 1 2 ( d m D ω − D ω cos 2 ⁡ α d m ) <displaystyle n_=<frac <1>><2>>left(<frac >>>-<frac cos ^<2>alpha >>>
            ight)> Область применения подшипников качения

            Из приведённых выше соотношений следует, что при вращении внутреннего кольца сепаратор вращается в ту же сторону. Частота вращения сепаратора зависит от диаметра Dω шариков при неизменном dm: она возрастает при уменьшении Dω и уменьшается при увеличении Dω.

            В связи с этим разноразмерность шариков в комплекте подшипника является причиной повышенного износа и выхода из строя сепаратора и подшипника в целом.

            При вращении тел качения вокруг оси подшипника на каждое из них действует нагружающая дополнительно дорожку качения наружного кольца центробежная сила

            F c = 0 , 5 m d m ω c 2 <displaystyle F_=0,5md_omega _^<2>> Область применения подшипников качения,

            где m — масса тела качения,
            ωс — угловая скорость сепаратора.

            Центробежные силы вызывают перегрузку подшипника при работе на повышенной частоте вращения, повышенное тепловыделение (перегрев подшипника) и ускоренное изнашивание сепаратора. Всё это сокращает срок службы подшипника.

            В упорном подшипнике, кроме центробежных сил, на шарики действует обусловленный изменением направления оси вращения шариков в пространстве гироскопический момент

            M r = J ω c ω s p <displaystyle M_=Jomega _omega _> Область применения подшипников качения

            Гироскопический момент будет действовать на шарики и во вращающемся радиально-упорном шарикоподшипнике при действии осевой нагрузки

            M r = J ω c ω s p sin ⁡ α <displaystyle M_=Jomega _omega _sin alpha > Область применения подшипников качения

            где J = ρ ⋅ π ⋅ D ω 5 / 60 <displaystyle J=
            ho cdot pi cdot D_<omega >^<5>/60> Область применения подшипников качения— полярный момент инерции массы шарика;
            ρ — плотность материала шарика;
            ωsp и ωс — соответственно, угловая скорость шарика при вращении вокруг своей оси и вокруг оси вала (угловая скорость сепаратора).

            Под действием гироскопического момента каждый шарик получает дополнительное вращение вокруг оси, перпендикулярной плоскости, образованной векторами угловых скоростей шарика и сепаратора. Такое вращение сопровождается изнашиванием поверхностей качения, и для предотвращения вращения подшипник следует нагружать такой осевой силой, чтобы соблюдать условие T f = M r <displaystyle T_=M_> Область применения подшипников качения, где Tf — момент сил трения от осевой нагрузки на площадках контакта шариков с кольцами.

            Условное обозначение подшипников качения в СССР и России [ править | править код ]

            Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 и условного обозначения завода-изготовителя.

            Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения (при нулевых значениях этих признаков оно может сокращаться до 2 знаков) и дополнительного обозначения, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа, всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.

            Подшипники скольжения [ править | править код ]

            Область применения подшипников качения

            Определение [ править | править код ]

            Область применения подшипников качения

            Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

            Читать также:  Микроволновка эленберг работает но не греет

            При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

            Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.

            Смазка может быть:

            • жидкой (минеральные и синтетические масла, вода для неметаллических подшипников),
            • пластичной (на основе литиевого мыла и кальция сульфоната и др.),
            • твёрдой (графит, дисульфид молибдена и др.) и
            • газообразной (различные инертные газы, азот и др.).

            Наилучшие эксплуатационные свойства показывают пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

            PV-фактор [ править | править код ]

            PV-фактор — основная характеристика (критерий) оценки работоспособности подшипника скольжения. Является произведением удельной нагрузки P (МПа) на окружную скорость V (м/с). Определяется для каждого антифрикционного материала экспериментально при испытаниях или в процессе эксплуатации. Многие данные по соблюдению оптимального PV-фактора даны в справочниках

            Классификация [ править | править код ]

            В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.

            Подшипники скольжения разделяют:

            • в зависимости от формы подшипникового отверстия:
            • одно- или многоповерхностные,
            • со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения),
            • со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа);
          • по направлению восприятия нагрузки:
            • радиальные
            • осевые (упорные, подпятники),
            • радиально-упорные;
            • по конструкции:
              • неразъёмные (втулочные; в основном, для I-1),
              • разъёмные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1),
              • встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины);
              • по количеству масляных клапанов:
                • с одним клапаном,
                • с несколькими клапанами;
                • по возможности регулирования:
                  • нерегулируемые,
                  • регулируемые.
                  • Ниже представлена таблица групп и классов подшипников скольжения (примеры обозначения: I-1, II-5).

                    Область применения подшипников качения

                    Подшипник это механизм, который позволяет добиться ровного вращательного движения с низким уровнем трения между поверхностями. Он бывает двух типов – скольжения и качения. Во всех случаях для продления срока службы необходимо соответствующая смазка – масло, жидкость, вода или воздух, которая не дает поверхностям соприкасаться. Ну а простым языком – это аналог сустава в руке или ноге – без него конечность каждый раз скрипела бы и еле двигалась.

                    Устройство каждого типа отличают некоторые особенности, которые определяют его применение. Подшипник скольжения достаточно прост – это цилиндр, в котором заключен и держится движущийся элемент, называемый валом.

                    В подшипниках качения основная нагрузка ложится на элементы качения – шарики или ролики, которые расположенных между двумя кольцами. Так получаются одно- или двухрядные подшипники.

                    – подшипники качения – узел, состоящий из шариков или роликов, заключенных между двумя кольцами и удерживаемых на одинаковом расстоянии обоймой (другое название – сепаратор);

                    – роликовые подшипники бывают цилиндрические, сферические, конические и игольчатые;

                    – радиальные шариковые – механизм с канавкой для введения шариков;

                    – двухрядные – выдерживают более высокие нагрузки;

                    – самоустанавливающиеся роликовые, позволяющие восполнить несоосность между движущимся элементом и корпусом;

                    – радиально-упорные созданы, чтобы выдержать комбинированную нагрузку;

                    – упорные подшипники обычно получают упорную нагрузку и поддерживают осевое положение вала, они состоят из двух дорожек качения, с углублением или плоских, которые разделяет сепаратор;

                    – отдельно выделяют узлы, когда подшипник вмонтирован в корпус.

                    Чаще всего подобные механизмы находят свое применение в производстве оборудования, в металлургии, при изготовлении автомобильной, авиационной и железнодорожного техники, а также во многих других сферах. Шариковые подшипники используют в устройствах с небольшими или постоянными средними нагрузками и на валах небольших диаметров. При создании валов с большими нагрузками прибегают к использованию роликоподшипников. Игольчатый тип часто применяют при изготовлении оборудования и узлов с большими нагрузками, но малыми габаритами. Чаще всего это практикуется в бытовой технике и станках.

                    Оцените статью
                    Добавить комментарий

                    Adblock
                    detector