Очень часто необходимо передавать вращательное движение с изменением направления. Для решения этой задачи разработан и успешно применяется специальный вид зубчатых передач. Они дали название целому классу таких механизмов — конические зубчатые передачи. Данные агрегаты способны обеспечить изменение направления вращения в широком диапазоне углов. Кроме изменения направления они способны изменять частоту оборотов и мощность.
Распространение получили передачи, которые способны изменять направление под прямым углом. Изменение направления производится перпендикулярно ведущей оси.
Устройство конической зубчатой передачи
Классическая схема подобных передач имеет в своём составе два вала. Один является ведущим, второй – ведомым. На каждом из них закреплены колёса, выточенные в форме конуса. Коническое зубчатое колесо обработано под заданным углом. В результате обработки получается зубчатое колесо с изменяемым диаметром от основания к вершине. Полученная фигура напоминает конус. На боковой поверхности вырезаны зубья. Итоговый угол направления вращения определяется суммой нескольких углов. Он складывается из углов обоих колёс которые изготовлены в форме конуса.
Общие сведения про конические зубчатые передачи включены в справочники по расчёту редукторов и мультипликаторов.
Закрепленное на валу колесо, с которого производится передача вращения, называется ведущим. Колесо, которому передаётся вращение, называется ведомым.
Подобные конструкции классифицируются по следующим показателям:
К механическим характеристикам относятся:
- форма передаточного механизма;
- форме применяемых зубьев;
- количеству ступеней;
- направление пересечения осей;
- нагрузочная способность;
- значение передаточного числа;
- прочность при изгибе;
- величина усилия в зацеплении;
- передаваемая мощность.
К характеристикам, определяющим геометрическую форму применяемых колёс, шестерёнок, валов относятся значения углов и линейные размеры отдельных частей деталей.
По форме механизма передачи бывают:
- чисто конические;
- цилиндрические конические;
- конические линейные.
Формы зубьев и способам зацепления устройства изготавливаются следующих видов:
- прямоугольной формы (прямозубое);
- зубьями на скос, которые получили название косозубые;
- округлой формы;
- в форме спирали с постоянным шагом;
- эвольвентные;
- циклоидные;
При внешнем зацеплении шестерни вращаются в противоположных направлениях. Во втором случае вращение происходит в одном направлении.
Важным параметром является показатель круговой скорости вращения. Они подразделяются:
- с низкой скоростью (так называемые тихоходные, у которых скорость вращения не превышает 3 м/с);
- среднескоростные (скорость которых достигает 15 м/с);
- высокоскоростные (для них допускается превышение скорости 15 м/с).
Конструкция подобных механизмов бывает одноступенчатая и многоступенчатая. Схема передачи выполняется с преобразованием характера движения или без него. В первом случае вращательное движение сохраняется на выходе передаточного механизма. Во втором случае оно может быть преобразовано из вращательного движения в поступательное движение.
По форме касательных линий нарезанных зубьев выделяют следующие виды шестерён:
- С зубьями, боковое ребро которых представляет прямую линию. Линия зуба у них всегда проходит через вершину делительного конуса;
- У круговых зубьев угол наклона при обработке делается острым. Он получил название линия конуса и измеряется между касательной к выбранной точке и линией самого зуба.
Широко распространённым в таких механизмах является эвольвентное зацепление. При такой форме зацепления происходит перекатывание поверхности ведущего зуба по образующей плоскости ведомого колеса.
Серьёзным недостатком всех конических передач является большие массогабаритные характеристики. Еще одной трудностью является проблема обработки. На конусе, который получен в качестве заготовки будущей шестерёнки значительно сложнее нарезать зубья. Если в кинематической схеме нет элементов с пересекающимися осями, такие механизмы называются гипоидными.
Дальнейшее развитие получили варианты не только с прямыми, но и криволинейными зубьями: круговыми, эвольвеньными, циклоидной формы.
В некоторых устройствах применяется коническая зубчатая передача, у которой колёса имеют прямые зубьями с радиальной нарезкой или нарезкой в форме спирали. Все эти типы применяются для решения конкретных технических задач.
При проектировании расчёт основных технических характеристик, определяющих параметры редуктора, производится с использованием известных выражений. Полученные значения подтверждаются результатами проведенных экспериментов, испытаний, и эксплуатационных данных. Например, опытным путём было установлено, что нагрузочная способность любой конической передачи ниже, чем у цилиндрической. Поэтому при расчёте применяют специальный коэффициент, учитывающий это снижение.
Передаточное отношение определяет, к какому классу относится данный вид механизма. Если передаточное число конической передачи меньше единицы – конструкция понижающая (редуктор). Если этот показатель больше или равен единице – повышающая (мультипликатор).
Он рассчитывается как отношение угловых скоростей на ведомом валу по отношению к ведущему валу.
Криволинейные зубья на шестерёнках конических передач обладают более высокими нагрузочными характеристиками. Работают плавно без рывков и проскальзываний. Это снижает общие динамические нагрузки и уровень шума.
Разработанными стандартами определены величины допусков. Они имеют двенадцать ступеней точности. Каждая из степеней зависит от скорости передаваемого вращения. Разрешенные круговые скорости имеют следующие значения:
- до 6-й степени точности включительно скорость может достигать 20 м/с;
- для 7-й степени этот параметр не должен превышать 10 м/с;
- 8-я степень допускает передачу на скоростях до 7 м/с;
- у девятой и выше скорости не должны превышать 3 м/с.
Основные геометрические параметры
Построение кинематической схемы, технические характеристики, способы обработки отдельных деталей этих механизмов задаются геометрической формой отдельных элементов. Основными геометрическими параметрами, которые рассчитываются при проектировании являются:
- углы делительных конусов (каждого колеса или шестерёнки);
- диаметры всех элементов (обоих валов, ведущих и ведомых шестерён);
- внешний окружной модуль шестерни;
- расстояние от вершины конуса до его образующей (называется делительное расстояние);
- расстояние между осей;
- радиальный зазор применяемых подшипников;
- делительный диаметр (он определяет величину зуба шестерёнки);
- диаметр углублений и верхней части зубьев.
Для удобства проведения расчетов и понимания механизма зацепления вводят три вида торцовых сечений. Это сечения во внешней, внутренней и средней части каждого зуба.
Уменьшение толщины зубьев по направлению к вершине приводит к созданию надежного зацепления во время движения. Угол наклона по направлению к вершине определяет параметры, задаваемые при обработке.
Под линией зубьев понимают пересечение двух прямых. Одна образована боковой поверхностью зуба, вторая является краем делительной конической поверхности.
Для улучшения эксплуатационных характеристик — повышения износостойкости, сопротивления при контакте, уменьшение заедания и лучшей передачи коническим зубчатым колёсам энергии вращения используют метод выравнивания коэффициентов удельного скольжения.
С этой целью колесо и шестерню стараются изготовить с одинаковыми параметрами смещения, но с разными знаками. Например, для шестерни задают параметр со знаком плюс, а для колеса со знаком минус.
Основные геометрические соотношения задаются на этапе разработки всего механизма конической передачи качество передачи. Геометрические параметры рассчитываются на основании известных соотношений.
Усилия в зацеплении
Обеспечение высокой надёжности работы, точности передачи крутящего момента производится благодаря правильному расчету параметров всех сил, которые оказывают воздействие на механизм в процессе работы. Коническая зубчатая передача подвержена воздействию одновременно нескольких сил.
Суммарный результирующий вектор всех сил складывается из отдельных составляющих.
Сила, обеспечивающая нормальное зацепление зубьев называется силой нормального давления.
Она складывается из трёх составляющих. Окружной силы, осевой и радиальной.
Величина каждой из составляющих вычисляется по классическим физическим выражениям. Они приведены в справочниках по расчёту зубчатых передач. Каждое из расчетных выражений учитывает специфику соединений, размеры механизма, параметры зацепления.
Для предотвращения эффекта заклинивания зубьев во время зацепления необходимо произвести точную оценку величины силы направленной вдоль оси вала. Другая осевая сила направлена от вершины зуба, то есть конуса к центру. Направление и скорость вращения обоих типов колёс (ведущего и ведомого) определяет направление воздействия так называемых окружных сил.
Вектор сил, имеющий радиальную направленность, стремится к осям на которых вращаются колёса.
Достоинства и недостатки
Применение данной кинематической схемы наглядно показало наличие преимуществ.
К положительным моментам можно отнести:
- способность изменять направление передаваемого движения;
- широкая область применения;
- эффективно реализована передача, преобразование, увеличение мощности вращательного движения между осями передачи расположенными под углом друг к другу;
- достаточно широкий диапазон задания углов передачи крутящего момента от ведущего элемента к ведомому;
- широкая вариативность при компоновке разрабатываемых зубчатых и комбинированных систем;
- высокие нагрузочные характеристики (данные устройства способны передавать мощность величиной до 5000 кВт);
- эксплуатация и обслуживание не вызывает трудностей;
- удаётся получить высокий КПД.
К недостаткам специалисты причисляют:
- нагрузочная способность ниже, чем у цилиндрических конструкций (в среднем она на 20 процентов ниже);
- невысокая несущая способность (этот показатель ниже на 15 процентов);
- сложность и трудоёмкость в изготовлении колёс с заданными параметрами зубьев (количеством, величиной, углом наклона);
- повышенные требования к точности нарезания зубьев;
- возникновение повышенных осевых и изгибных нагрузок на все валы (особенно этот эффект наблюдается между валами, расположенными консольно);
- необходимость регулировки процесса передачи вращения;
- обладают большей массой, чем другие зубчатые передачи;
- высокие затраты на производство и обслуживание;
- возникают трудно разрешимые проблемы при проектировании и изготовлении систем с изменяемым передаточным числом;
- повышенная общая жёсткость конструкции.
Применение механизма
Область применения подобных передач целесообразно рассматривать по трём наименованиям: скоростные, силовые, приборные. Все они получили широкое распространение в различных отраслях промышленности. Зубчатые колёса хорошо зарекомендовали себя при создании самых сложных кинематических схем.
Скоростные передачи предназначены для повышения скорости передаваемого вращения. Они успешно применяются в редукторах турбомашин, коробках перемены передач автомобилей (механических и автоматических).
От силовых передач требуется значительное повышение мощности передаваемого вращения. Они эксплуатируются в крановых установках, прокатных станах, тяговых механизмах различного назначения. Такие конструкции работают на малых скоростях. Благодаря этому удаётся передавать большие крутящие моменты. Главным требованием, которое предъявляют к элементам таких систем – плотный контакт между зубьями входящими в зацепление.
На практике распространение получил класс гипоидных агрегатов. Их устанавливают в механизмы и оборудование которые, используются в общем машиностроении. Например, грузовых и легковых автомобилях (в качестве элементов трансмиссии). Особое место такие системы занимают в вертолётостроении. Их применяют на летательных аппаратах практически всех конструкций. Этого удалось добиться благодаря применению зубчатых колёс оснащённых круговыми зубьями. Увеличением угла наклона зуба позволяет передаче работать более плавно. В этом случае удаётся избавиться от рывков и проскальзываний. Наиболее эффективным считается угол т равный 35°. Такие колеса обладают повышенной несущей способностью, надёжностью и долговечностью. Данные передачи работают плавно и практически бесшумно. Они надёжно выполняют свои функции, даже на высоких скоростях. Эта способность реализована благодаря многопарному зацеплению. Такой механизм позволяет снизить динамические нагрузки и предотвратить проскальзывание. Конструкции подобного вида активно применяются в приводе несущих винтов вертолетов различных аэродинамических схем.
Приборные или отсчетные устройства применяют в механизмах научно — исследовательских приборов, счетно-решающих устройствах, бытовой технике. Ведущие и ведомые элементы в этих устройствах могут изготавливаться из цветных металлов или синтетических и полимерных материалов.
Основным требованием к коническим системам в таких агрегатах является соблюдение высочайшей кинематической точности при изменении направления вращения.
В ней должны быть хорошо согласованы углы наклона ведущего и ведомого колеса, точно выверен угол поворота.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Передают вращающий момент между валами с пересекающимися осями (чаще всего под углом 90 0 ). Их зубья бывают прямыми, косыми, круговыми и обычно имеют эвольвентный профиль.
И хотя, конические колёса сложнее цилиндрических как по своей геометрии, так и в изготовлении, принципы силового взаимодействия, условия работы, а следовательно, и методика расчёта аналогичны цилиндрическим.
Здесь мы рассмотрим только отличительные особенности расчёта конических колёс.
Сначала конструктор выбирает внешний окружной модуль mte, из которого рассчитывается вся геометрия зацепления, в частности, нормальный модуль в середине зуба mnm= mte (1 – 0,5b/Re),
где Re – внешнее конусное расстояние.
Силы в конической передаче действуют аналогично цилиндрической, однако следует помнить, что из-за перпендикулярности осей радиальная сила на шестерне аналогична осевой силе для колеса и наоборот, а окружная сила при переходе от шестерни к колесу только меняет знак
;
.
Прочностные расчёты конических колёс [45] проводят аналогично цилиндрическим, по той же методике [3]. Из условия контактной выносливости определяют внешний делительный диаметр dwe, из условия прочности на изгиб находят нормальный модуль в середине зуба mnm. При этом в расчёт принимаются воображаемые эквивалентныеколёса с числами зубьев Zэ1,2 =Z1,2 / cosd1,2 и диаметры dэ1,2 = mte Z1,2 / cosd1,2. Здесь Z1, Z2, – фактические числа зубьев конических колёс. При этом числа Zэ1,2 могут быть дробными.
В эквивалентных цилиндрических колёсах [32] диаметр начальной окружности и модуль соответствуют среднему сечению конического зуба, вместо межосевого расстояния берётся среднее конусное расстояние [45], а профили эквивалентных зубьев получают развёрткой дополнительного конуса на плоскость.
4.1.6. ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Червячная передача имеет перекрещивающиеся оси валов, обычно под углом 90°. Она состоит из червяка – винта с трапецеидальной резьбой и зубчатого червячного колеса с зубьями соответствующей специфической формы.
Движение в червячной передаче преобразуется по принцпу винтовой пары. Изобретателем червячных передач считают Архимеда.
Достоинства червячных передач:
+ большое передаточное отношение (до 80);
+ плавность и бесшумность хода.
В отличие от эвольвентных зацеплений, где преобладает контактное качение, виток червяка скользит по зубу колеса. Следовательно, червячные передачи имеют "по определению" один фундаментальный недостаток: высокое трение в зацеплении. Это ведёт к низкому КПД (на 20-30% ниже, чем у зубчатых), износу, нагреву и необходимости применять дорогие антифрикционные материалы.
Кроме того, помимо достоинств и недостатков, червячные передачи имеют важное свойство:движение передаётся только от червяка к колесу, а не наоборот. Никакой вращающий момент, приложенный к колесу, не заставит вращаться червяк. Именно поэтому червячные передачи находят применение в подъёмных механизмах, например в лифтах. Там электродвигатель соединён с червяком, а трос пассажирской кабины намотан на вал червячного колеса во избежание самопроизвольного опускания или падения.
Это свойство не надо путать с реверсивностью механизма. Ведь направление вращения червяка может быть любым, приводя либо к подъёму, либо к спуску той же лифтовой кабины.
Передаточное отношение червячной передачи находят аналогично цилиндрической U = n1 / n2 = Z2 / Z1.
Здесь Z2 – число зубьев колеса, а роль числа зубьев шестерни Z1 выполняет число заходов червяка, которое обычно бывает равно 1, 2, 3 или 4.
Очевидно, что однозаходный червяк даёт наибольшее передаточное отношение, однако наивысший КПД достигается при многозаходных червяках, что связано с уменьшением трения за счёт роста угла трения.
Основные причины выхода из строя червячных передач:
r поверхностное выкрашивание и схватывание;
Это напоминает характерные дефекты зубчатых передач, поэтому и расчёты проводятся аналогично [44].
В осевом сечении червячная пара фактически представляет собой прямобочное реечное зацепление, где радиус кривизны боковой поверхности "рейки" (винта червяка) r1 равен бесконечности и, следовательно, приведённый радиус кривизны равен радиусу кривизны зуба колеса
Далее расчёт проводится по формуле Герца-Беляева. Из проектировочного расчёта находят осевой модуль червяка, а по нему и все геометрические параметры зацепления.
Особенность расчёта на изгиб состоит в том, что принимается эквивалентное число зубьев Zэкв = Z2 / cos 3 g, где g – угол подъёма витков червяка.
Вследствие нагрева, вызванного трением, червячные передачи нуждаются также и в тепловом расчёте. Практика показывает, что механизм опасно нагревать выше 95 о С. Допускаемая температура назначается 65 o C.
Уравнение для теплового расчёта составляется из баланса тепловой энергии, а именно: выделяемое червячной парой тепло должно полностью отводиться в окружающую среду
Qвыделяемое = Qотводимое.
Решая это уравнение, находим температуру редуктора, передающего заданную мощность N
t = [860N(1-η)]/[KT S(1-Ψ)]+ to.
где KT – коэффициент теплоотдачи, S – поверхность охлаждения (корпус), to – температура окружающей среды, Y – коэффициент теплоотвода в пол.
В случае, когда расчётная температура превышает допускаемую, то следует предусмотреть отвод избыточной теплоты. Это достигается оребрением редуктора, искусственной вентиляцией, змеевиками с охлаждающей жидкостью в масляной ванне и т.д.
Оптимальная пара трения это "сталь по бронзе". Поэтому при стальном червяке червячные колёса должны выполняться из бронзовых сплавов. Однако цветные металлы дороги и поэтому из бронзы выполняется лишь зубчатый венец, который крепится на сравнительно дешёвой стальной ступице. Таким образом, червячное колесо – сборочная единица, где самые популярные способы крепления венца это либо центробежное литьё в кольцевую канавку ступицы; либо крепление венца к ступице болтами за фланец; либо посадка с натягом и стопорение винтами для предотвращения взаимного смещения венца и ступицы.
Крепление венца к ступице должно обеспечивать фиксацию как от проворота (осевая сила червяка = окружной силе колеса), так и от осевого "снятия" венца (окружная сила червяка = осевой силе колеса).
s Каково назначение передач в машинах ?
s Каковы области применения прямозубых и косозубых передач ?
s Каковы сравнительные достоинства прямозубых и косозубых колёс ?
s Как определяется передаточное отношение и передаточное число ?
s Каковы главные виды разрушений зубчатых колёс ?
s Какие силы действуют в зубчатом зацеплении ?
s Какие допущения принимаются при расчёте зубьев на контактную прочность ?
s По какой расчётной схеме выполняется расчёт зубьев на изгиб ?
s В чём заключаются достоинства и недостатки планетарных передач ?
s Для чего созданы волновые передачи и в чём заключается принцип их работы ?
s В чём заключаются достоинства и недостатки волновых передач ?
s Для чего созданы зацепления Новикова и в чём заключается принцип конструкции их зубьев ?
s В чём заключаются достоинства и недостатки зацеплений Новикова ?
s В чём заключается принцип конструкции червячной передачи ?
s Каковы достоинства и недостатки червячных передач ?
s Какое свойство червячной передачи отличает её от других передач ?
s Каковы основные причины поломок червячных передач ?
s Из каких условий находят температуру червячной передачи ?
s Какие методы могут применяться для снижения температуры червячной передачи ?
s Какие материалы должны применяться для червячной передачи ?
s Каковы особенности конструкции червячных колёс ?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8190 – | 7876 –
или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Силы в зацеплении определяют по размерам в среднем сечении зуба шестерни. На шестерню конической прямозубой передачи действуют три силы рис
Окружная сила:
Осевая сила:
Рисунок . Схема действия сил в зацеплении конических колес
Достоинства и недостатки конических зубчатых передач.
Достоинства:
- обеспечение возможности передачи и преобразования вращательного движения между звеньями с пересекающимися осями вращения;
- возможность передачи движения между звеньями с переменным межосевым углом при широком диапазоне его изменения;
- расширение компоновочных возможностей при разработке сложных зубчатых и комбинированных механизмов.
Недостатки:
- более сложная технология изготовления и сборки конических зубчатых колес;
- большие осевые и изгибные нагрузки на валы, особенно в связи с консольным расположением зубчатых колес.
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ ЧЕРВЯКОМ
Червячной –называется зубчатая передача, состоящая из двух подвижных звеньев – червяка и зубчатого колеса и предназначенная для передачи и преобразования вращательного движения между перекрещивающимися осями. Червяком называют звено, наружная поверхность которого имеет форму винта. Червячным колесом называется зубчатое колесо с косыми зубьями, которое зацепляется с червяком .
m – модуль осевой;
q – коэффициент диаметра червяка;
z1 – число витков червяка;
aw – межосевое расстояние;
x – коэффициент смещения червяка;
u – передаточное число.
Достоинства и недостатки червячных зубчатых передач
Достоинства:
- благодаря малому числу заходов червяка (z1= 1. 4) червячная передача позволяет реализовывать в одной ступени большие передаточные отношения;
- обладает высокой плавностью, низким уровнем вибраций и шума;
- позволяет обеспечить самоторможение червячного колеса ( при малых углах подъема витка передача движения от вала червячного колеса к червяку становится невозможной)
Недостатки:
- высокая скорость скольжения вдоль линии зуба, что ведет к повышенной склонности к заеданию ( необходимы специальные смазки и материалы для зубчатого венца червячного колеса ), снижению КПД и более высокому тепловыделению .
Ременные передачи
Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью. Состоит из ведущего и ведомого шкивов, огибаемых ремнем рис.2.1. Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивом и ремнем вследствие натяжения последнего.
рис2.1
Область применения ременных передач
Ременные передачи применяют в большинстве случаев для передачи движения от электродвигателя, когда по конструктивным соображениям межосевое расстояние должно быть достаточно большим, а передаточное число и не строго постоянным (в приводах станков, транспортеров, дорожных и строительных машин и т. п.).
Мощность, передаваемая ременной передачей, обычно до 50 кВт и в редких случаях достигает 1500 кВт. Скорость ремня u = 5. 50 м/с, a в сверхскоростных передачах может доходить до 100 м/с.
Ограничение мощности и нижнего предела скорости вызвано большими габаритами передачи. В сочетании с другими передачами ременную передачу применяют на быстроходных ступенях привода.
Классификация ремённых передач
В зависимости от формы поперечного сечения ремня передачи (рис.2.6.2) бывают:
1) плоскоременные (рис.2.2.а),
2) клиноременные (рис.2.2.б),
3) круглоременные (рис.2.2.в),
4) поликлиноременные (рис.2.2.г).
В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиновые и поликлиновые ремни. Передача с круглым ремнем имеет ограниченное применение (швейные машины, настольные станки, приборы).
Рисунок 2.2 Формы поперечного сечения ремня
По расположению валов в пространстве:
1) передачи с параллельными валами: открытые рис.2.3.а, перекрёстные рис.2.3.б;
2) передачи со скрещивающимися валами – полуперекрёстные рис.2.3.в;
3) передачи с пересекающимися осями валов – угловые рис.2.3.г.
Разновидностью ременной передачи является зубчатоременная, передающая нагрузку путем зацепления ремня со шкивами.
Рисунок 2.3 Схемы расположения валов ременных передач