- Способы смазки токарного станка
- Виды масел для металлообрабатывающих станков
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
- Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Правильное смазывание увеличивает долговечность станка, КПД, приводов, плавность и бесшумность работы механизмов.
В руководстве по эксплуатации станка приводится схема расположения точек смазывания и карта смазывания, в которой перечислены элементы системы смазывания, способ и периодичность их обслуживания, марка и нормы расхода смазочного материала.
В станках для смазывания применяют жидкие минеральные масла и реже пластичные смазочные материалы. Основной характеристикой масла является вязкость. Чем выше скорость в подвижном соединении и меньше удельная нагрузка, тем меньше должна быть вязкость.
Различают следующие варианты смазывания, которые могут использоваться в станках:
1) капельное (смазка подается с помощью масленки периодически через запорную иглу);
2) масляным туманом (смазывание производится смесью масла с воздухом при сильном распылении);
3) непрерывное индивидуальное (смазывание осуществляется самотеком из масленки к каждой трущейся паре);
4) периодическое индивидуальное (смазывание производится периодически пресс-масленкой каждой трущейся пары);
5) смазывание под давлением (смазка подается насосом, пресс-масленкой и т.д.);
6) проточное смазывание (осуществляется без возврата отработанного масла к поверхностям трения);
7) смазывание разбрызгиванием (смазка деталей, не достигающих уровня масла, осуществляется с помощью дополнительных колец, окунаемых в масло);
8) фитильная смазка (масло подводится с помощью фитильной масленки);
9) централизованное смазывание (осуществляется от одного устройства на несколько трущихся пар);
10) циркуляционное смазывание (масло многократно используется за счет его возврата к трущимся парам).
Неответственные опоры, направляющие смазывают с помощью масленок, имеющих резервуар или питающихся от шприцов. Простым и распространенным способом смазывания коробок скоростей является разбрызгивание масла зубчатыми колесами, а в коробках подач колеса погружаются в масляную ванну. Централизованная циркуляционная система смазывания от насоса обеспечивает непрерывную и равномерную подачу масла, незначительные его потери, фильтрацию, хороший теплоотвод. Эффективной, но дорогой является система смазывания быстроходных шпинделей специально образуемым масляным туманом. Наиболее совершенно дозирование, производимое периодически заданным количеством смазочного материала. Ниже приведено описание системы смазывания станка мод. 16K20.
Общие указания. При подготовке станка к пуску необходимо промыть сетку фильтра в керосине, а затем в соответствии со схемой смазки (рис. 8.11, а) заполнить резервуары смазкой и смазать узлы станка вручную согласно табл. 8.2.
Смазку производить указанными смазочными материалами или их заменителями. В станке применена автоматическая система смазки шпиндельной бабки и коробки подач.
Шестеренный насос 5, приводимый от электродвигателя главного привода через ременную передачу, засасывает масло из резервуара и подает его через сетчатый фильтр 7 (рис. 8.11, а) к подшипникам шпинделя и на маслораспределительные лотки 10. Примерно через 1 мин после включения электродвигателя начинает вращаться диск маслоуказателя 1 на шпиндельной бабке, что свидетельствует о нормальной работе системы смазки. При остановке его необходимо выключить станок и очистить фильтр 7. Для этого нужно вынуть его из корпуса резервуара, снять фильтрующие элементы в пластмассовой оправе. Каждый элемент промыть в керосине до полной очистки. Нельзя продувать фильтрующие элементы сжатым воздухом, так как это может привести к повреждению мелкой сетки. После очистки фильтр собрать, установить в резервуар и подсоединить трубы.
Рис. 8.11. Схема смазки станка мод. 16К20
В новом станке целесообразно в течение первых двух недель чистить фильтр 7 не реже двух раз в неделю, а затем — раз в месяц. Для очистки заливного фильтра 8 с магнитным вкладышем его нужно удалить из резервуара, снять крышку, вынуть из стакана магнитный вкладыш и промыть в керосине все поверхности. Заливной фильтр 8 нужно чистить один раз в месяц.
Ресурс работы токарного оборудования во многом зависит от надлежащего функционирования смазочной системы узлов, поверхность которых пребывает в постоянном трении друг о друга. Своевременное смазывание продлевает работоспособность станков, снижает их потребляемую мощность, уменьшает нагрузку на детали, сокращает их износ. Кроме того, использование качественных смазочных материалов положительно влияет на качество точения, КПД, позволяет поддерживать температуру агрегатов в заданном спектре. Решающими являются такие факторы, как исправность системы и выбор подходящего масла.
Системы смазки узлов токарного станка
В основе работы смазочных устройств, доставляющих масло в требуемую точку, лежат простейшие законы физики:
- Сила тяжести, позволяющая перетекать маслу к месту трения самостоятельно
- Капиллярные силы, которые посредством пористых втулок и фитилей поднимают смазывающее вещество на определенную высоту.
- Сила вязкого трения, образующаяся между поверхностью и самим материалом для смазки, предотвращает стекание последнего вниз.
- Давление. Используется в ручных смазочных системах, вроде поршневых насосов и масленок.
- Центробежные силы, заставляющие масло поступать под давлением к поверхностям.
- Инерция. За счет захвата жидкости вращающимися элементами станка, разбрасывает ее частицы.
- Разница давлений, создающая самовсасывание масла посредством самих механизмов.
Способы смазки токарного станка
1. Периодическая ручная смазка – производится через закрытые при работе станка технологические отверстия. Для ее выполнения используется шприц или масленка. Для доставки жидкости в труднодоступные места применяется поршневой ручной насос.
2. Капельный или фитильный способ – производится посредством капельных или фитильных масленок путем заполнения специальных емкостей. Из последних смазка непрерывно подается на поверхность деталей за счет капиллярных сил.
3. Циркуляционная смазка – производится посредством работы гидронасоса, который подает масло под давлением прямо к деталям. Жидкость стекает естественным образом. Количество подаваемой смазки регулируется специальными устройствами.
4. Картерный способ – производится посредством разбрызгивания масла быстродвижущейся крыльчаткой или погруженной в смазывающее вещество шестерней, соединенной с вращающимися деталями оборудования.
5. Комбинированная смазка – применяется в тех случаях, когда перечисленные способы по отдельности не могут обеспечить оптимальное смазывание механизмов и деталей.
Масло в токарном станке выполняет следующие функции:
- Защищает от износа механизмы и детали;
- Выводит из рабочей зоны продукты износа;
- Отводит тепло;
- Снижает коэффициент трения.
Виды масел для металлообрабатывающих станков
При обслуживании оборудования для токарной обработки металла, используются так называемое индустриальное масло – дистиллятный нефтепродукт с малой или средней вязкостью. Характерными для него условиями применения являются умеренное давление и тепловой режим, а купить его можно у любого производителя. Главное – соответствие ГОСТу.
Качественное индустриальное масло для смазки станков обладает следующими характеристиками:
- Не образует пену;
- Не образует с продуктами износа стойких эмульсий;
- Устойчиво к повышенной температуре;
- Имеет высокие диспергирующие и моющие свойства;
- Обладает стабильным химическим составом.
Для индустриальных масел определяющими являются характеристики:
- Плотность – в большей степени влияет на свойства масел для гидравлических систем. Передающие качества уменьшаются при снижении именно плотности жидкости.
- Вязкость – параметр, который оказывает прямое влияние на качество смазки. Является важнейшим при выборе смазочной жидкости для токарного оборудования. Зависит от условий эксплуатации, в частности, от температуры. Чем выше последний показатель, тем ниже вязкость.
- Температура вспышки – влияет на расход масла и угар. По сути является температурой воспламенения жидкости.
- Температура застывания – учитывается при хранении жидкости и ее переливе.
- Зольность – степень очистки. Чем ниже этот показатель, тем лучше масло очищено.
- Кислотное число и содержание серы – степень очистки от кислот и серы.
Чтобы быть уверенным, какое масло лить в конкретный токарный станок, его выбор делается исходя из рекомендаций производителя, которые обязательно указаны в инструкции по эксплуатации.
Индустриальные масла для смазывания токарных и сверлильных станков делятся на:
- И – без присадок;
- ИГП (легированные) – с присадками.
В токарный станок заливают следующие марки индустриальных масел без присадок:
- И-5A – используется для смазывания механизмов и узлов, работающих на высокой скорости под небольшой нагрузкой, не требующих особых антиокислительных и антикоррозийных свойств смазывающего состава. При 40°С имеет кинетическую вязкость 6-8 мм2/c и температуру вспышки от 120°С. В металлорежущих станках применяется для смазывания высокоскоростных шпиндельных узлов. Можно заменить марками И-8А, ИЛС-5.
- И-8A – аналогичная предыдущей марка. При 40°С имеют кинетическую вязкость 9-11 мм2/c и воспламеняется от 130°С. Можно заменить марками И-5А, ИЛС-10, ИЛС-5.
- И-20А – используется для смазывания узлов, работающих на меньших скоростях и больших нагрузках, например, направляющих скольжения и качения, зубчатых передач. Вязкость 29-35 мм2/c и температуру вспышки от 180°С. Можно заменить маркой ИГП-18 или другим близким по показателю вязкости.
- И-30А – в токарном оборудовании преимущественно используется для смазывания фартука, ходовых валов, салазок, резцедержателя, сменных шестерней. Вязкость 41-51 мм2/c и воспламенение происходит от 200°С. Можно заменить маркой ИГП-30 или близкими по показателям вязкости.
- И-40А – Применяется для смазывания зубчатых передач. Вязкость 61-75 мм2/c и температура вспышки от 200°С. Можно заменить маркой ИГП-38 или близкими по показателям вязкости.
- И-50А — вязкость 90-110 мм2/c и температура вспышки от 215°С. Можно заменить маркой ИГП-38 или близкими по показателям вязкости.
1. Обслуживание системы смазки станка токарем заключается в ежедневной проверке уровня масла в резервуаре до начала токарных работ. При необходимости жидкость доливается. При замене слив осуществляется через пробку. Перед заполнением резервуара, последний очищается и промывается керосином.
2. Механизм фартука имеет автоматическую систему смазки с индивидуальным насосом. Уровень заливаемого масла контролируется по маслоуказателю, расположенному, как правило, с лицевой стороны. Поперечные салазки и каретка смазываются в начале и середине смены до появления на направляющих масляной пленки. Смазка опорных втулок ходового винта и направляющих при винторезных работах производится при включенной маточной гайке.
3. Задняя бабка, ходовой винт и опоры вала смазываются фитилями из резервуаров. В последние масло необходимо лить до вытекания. Смазка конусной оси резцедержателя выполняется ежедневно по окончанию смены. При этом резцовая головка снимается.
4. Все остальные точки, за исключением сменных шестерней и оси промежуточной шестерни, смазываются вручную масленкой, которая должна поставляться вместе со станком.
5. Для обеспечения продолжительной работы станка и точности точения, за смазкой трущихся деталей токарь ведет постоянное наблюдение. Все смазочные отверстия, масленки и трубки, которые подводят к точкам смазки масло, должны быть чистыми и закрыты крышками.
Индустриальное масло не является смазочно-охлаждающей жидкостью. Поэтому его использование для смазывания режущего инструмента недопустимо. Для этого применяется специальная СОЖ – эмульсионный смазывающий состав на основе воды и масла с различными противозадирными и противоизносными присадками.
Приобрести масло можно в пластиковой или металлической таре объемом 5, 10, 18 и 20 л, а также в бочках объемом 200 л и 216,5 л. Для владельцев цехов с токарным оборудованием выгоднее единожды купить смазку по оптовой цене, которая на порядок ниже розничной.
Марка | Стоимость за канистру 5 л, рубли | Стоимость за бочку, рубли |
И-5А | 355 | 12 500 |
И-8А | 310 | 13 180 |
И-12А | 425 | 12 970 |
И-20А | 355 | 10 600 |
И-30А | 400 | 10 770 |
И-40А | 352 | 10 710 |
И-50А | 305 | 10 760 |
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #21 ROW » 13 июн 2017, 20:16
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #22 anker33333 » 13 июн 2017, 21:06
конечно не оптимально но мы моторную полусинтетику
заливали и в 1и и в 16к и в инструментальные фрезера
температура плюсовая т к отапливаемые цеха . и вроде всё работает
возможно в мелком станке и при отрицательной температуре
будет слишком велика вязкость не знаю . но у стаса 1к
должно моторное нормально работать при плюсовой
Отправлено спустя 3 минуты 58 секунд:
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #23 е_Вячеслав » 13 июн 2017, 21:49
Сильный аргумент.
Отправлено спустя 4 минуты 4 секунды:
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #24 Станочник » 13 июн 2017, 22:13
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #25 zonard » 13 июн 2017, 23:13
Гидравлическое масло в станок бред или реальность?
Сообщение #26 ROW » 14 июн 2017, 07:35