Кондуктор мебельный представляет собой приспособление, позволяющее значительно упростить и ускорить процесс производства и сборки мебельных конструкций. Это устройство, которое может быть изготовлено в различном конструктивном исполнении, дает возможность качественно и точно выполнять отверстия в элементах мебельных конструкций даже начинающим мастерам.
Сверление сквозь кондуктор гарантирует точное расположение монтажных отверстий
Для чего используется
При изготовлении и сборке элементов мебельных конструкций специалистам приходится осуществлять множество однотипных действий, связанных как с разметкой мест расположения, так и со сверлением будущих отверстий. Мебельный кондуктор позволяет оптимизировать оба эти процесса.
По своему функциональному назначению мебельные кондукторы могут быть разметочными и сверловочными. Первые, как понятно из их названия, предназначены для упрощения разметки мест расположения будущих отверстий. Сверловочные кондукторы, используемые при производстве мебельных конструкций, исключают применение разметочных устройств.
Сверловочный кондуктор под конфирматы
Мебельный шаблон, предназначенный для предварительной разметки мест будущих отверстий, многие приобретают в заводском исполнении. Однако можно изготовить кондукторное приспособление для сборки мебели своими руками. Проще всего сделать мебельный кондуктор из металлической линейки, к которой строго перпендикулярно прикручивается поперечина. Такой мебельный шаблон является многоцелевым разметочным устройством, простым как в изготовлении, так и в использовании. Отверстия, через которые будет выполняться разметка мест сверления, выполняются в металлической линейке на определенном расстоянии. Так, если отверстия сверлят для минификса, то расстояние между ними будет соответствовать величине 32 мм, а для полкодержателей – 100, 200 или 300 мм.
Изготовить простейший разметочный мебельный шаблон можно, используя в качестве основы обычный столярный угольник, в котором также сверлятся отверстия на требуемом расстоянии. Такое разметочное приспособление, хотя и является более функциональным, менее устойчиво на поверхности обрабатываемой заготовки. Это наиболее значимый его недостаток.
Простейший мебельный шаблон под ручки – это пластина с калиброванными отверстиями, на обратной стороне которой закреплена упорная планка
По похожему принципу, используя подручные материалы, можно изготовить и узкоспециализированные разметочные приспособления (например, кондуктор для мебельных петель или для разметки отверстий, предназначенных для фиксации мебельных ручек или любой другой мебельной фурнитуры).
Конечно, если у вас свое серьезное мебельное производство и объем выполняемых сборочных операций достаточно большой, стоит обратить внимание на профессиональные приспособления для сборки мебели. Однако стоимость таких мебельных кондукторов и шаблонов, особенно если они произведены под известными брендами, довольно высока.
Основные типы
По типу конструкции и функциональным возможностям приспособления, используемые для присадки (сверления) отверстий в элементах мебельных конструкций, могут относиться к одной из следующих категорий.
Это кондукторы, которые накладываются на поверхность обрабатываемой детали и либо фиксируются на ней, либо придерживаются в заданном положении руками. Используя такое приспособление для изготовления мебели, выполняют отверстия в плоских деталях (например, в плитах, изготовленных из ДСП или МДФ).
Рабочая планка таких кондукторов может вращаться как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Используя это приспособление, можно выполнять отверстия в деталях сложной геометрической формы. Применяют такой кондуктор для сверления отверстий, ось которых располагается под углом.
Это переналаживаемые кондукторы для изготовления мебели. Использовать приспособления данного типа целесообразно в производственных цехах, выпускающих мебель мелкими сериями. Универсальность, которой обладают такие кондукторы для мебельного производства, заключается в том, что их можно быстро перенастраивать на различные комбинации расположения выполняемых отверстий.
Кондукторы данного типа используют в тех случаях, когда сверлить отверстия необходимо в нескольких плоскостях.
Кроме того, в мебельном производстве активно применяются и более узкоспециализированные кондукторные устройства (в частности, шкантовый кондуктор для сборки мебели и приспособление, позволяющее точно и качественно выполнять отверстия под конфирматы).
Использование кондуктора при сверловке торца мебельных плит обезопасит вас от случайного ухода сверла в сторону и, как следствие, порчи заготовки
По способу фиксации на поверхности обрабатываемой детали кондукторы делятся на приспособления скользящего и закрепляемого типа. Устройства, которые закрепляются на детали перед началом ее обработки, хотя и являются более удобными в использовании, несколько ограничивают свободу действий мастера. Это особенно критично в тех случаях, когда сверление выполняется на станке, оснащенном одним шпиндельным механизмом.
Используя кондуктор, удается избежать достаточно серьезной проблемы: вхождения сверла в поверхность обрабатываемого изделия не под тем углом. Справиться с этой проблемой, если она уже возникла, достаточно сложно, а во многих случаях просто невозможно. При использовании кондуктора сверло не только входит в обрабатываемый материал под требуемым углом, но и не отклоняется от заданного направления на протяжении всего процесса сверления. Не обойтись без кондуктора в тех случаях, когда необходимо просверлить отверстие под определенным углом в тонких мебельных плитах, изготовленных из ДСП или МДФ.
Некоторые сверлильные операции, (например, выполнение косых отверстий) просто невозможно сделать без специальных приспособлений
Наладить производство мебели своими руками, если применять в таком производстве кондукторы, под силу даже человеку, который не обладает высокой квалификацией и не имеет достаточного опыта работы в данной сфере. При использовании таких приспособлений нет необходимости выполнять сложные предварительные расчеты и заниматься разметкой мест для будущих отверстий.
Практически все типы подобных устройств отличаются несложной конструкцией, поэтому изготовить свой кондуктор не так уж и трудно.
Кондукторы, представленные на отечественном рынке
Среди домашних мастеров, самостоятельно занимающихся изготовлением мебели, а также среди специалистов, работающих в небольших мебельных цехах, популярность завоевали кондукторные устройства следующих торговых марок.
Разметочный кондуктор Assistant относится к профессиональной серии. Это многофункциональное кондукторное устройство, которое при использовании соответствующих втулок можно применять не только для выполнения разметки, но и для присадки отверстий.
Разметка фурнитуры с помощью шаблона Assistant
Кондуктор Dubel-Profi выпускает компания KVB. Это недорогое, но функциональное устройство для домашнего использования. В комплект такого кондуктора входят различные приспособления (зажимы, линейки и проч.), которые значительно упрощают работу с ним и делают его использование более удобным.
Несмотря на свою простоту кондуктор Dubel-Profi используется для множества операций
Это кондукторы российского производства – недорогие, но достаточно функциональные. Они оснащены системой позиционирования и набором сменных втулок.
Кондуктор «Кондор» позволяет высверливать перпендикулярные отверстия нужного диаметра, выбирая расстояние между ними и меняя втулки, входящие в комплект
Отдельную категорию составляют профессиональные кондукторы, используемые для изготовления мебели и ее сборки. Такие приспособления отличаются максимальной функциональностью, с ними в комплекте обязательно идет набор сменных втулок, предназначенных для сверл разного диаметра.
Выбор кондукторного устройства определенного типа в первую очередь зависит от того, какие задачи и с какой производительностью вы собираетесь решать с его помощью.
называется плоское приспособление (инструмент), являющееся жестким носителем формы и размеров детали, сборочной единицы (узла) или агрегата.
Применяются три основные группы шаблонов:
основные шаблоны, предназначенные для конструктивнойувязки плоских узлов изделия, для технологической увязки и контроля узлового комплекта шаблонов, а также для изготовления, технологической увязки и контроля шаблонов-приспособлений и изготовления отдельных шаблонов (окрашиваются в красный цвет);
эталонные шаблоны, предназначенные для изготовления, технологической увязки и контроля детального комплекта шаблонов, а также для восстановления производственных шаблонов (окрашиваются в желтый цвет);
производственные шаблоны, предназначенные для изготовления и контроля заготовок и деталей, контроля форм и размеров узлов и агрегатов, изготовления и контроля заготовительной оснастки в виде формблоков, штампов, оправок, болванок и пр., а также для изготовления деталей и узлов стапельной оснастки, ее монтажа и контроля (окрашиваются в черный цвет и выдаются в производственные цеха).
Изготовление шаблонов является ответственной работой, выполняемой высококвалифицированными специалистами. Любая неточность шаблона переносится на изделие, что приводит к искажению формы и размеров изделия.
Шаблоны изготовляются из листовой стали 20 толщиной от 1,5 до 2 мм. Изготовление шаблонов включает следующие операции: подготовку листа; раскрой на заготовки; разметку осей и контура; вырезку по контуру; обработку по контуру; разметку отверстий; сверление отверстий; нанесение информации и маркировки; контроль шаблонов; окраску шаблонов.
Подготовка листа заключается в правке, очистке от грязи и ржавчины, маркировке и удалении смазки. Предварительный раскрой производится на гильотинных, роликовых или вибрационных ножницах с припуском 10- 15 мм на сторону. Полученные раскроем заготовки правят и обезжиривают. Оси и контуры размечают по данным теоретической таблицы, по плазу, шаблонам, фотоотпечатку, чертежу детали, эталонной детали, эталону поверхности, болванке гипсомодели и т. п.
Черновую вырезку шаблона по контуру выполняют на контурно-выпиловочном станке с припуском 0,3- 0,5 мм. Внутренние замкнутые контуры шаблона вырезают на обсечном прессе-бородке, на просечных ножницах, а при малых размерах контура высверливают. Чистовую обработку шаблонов по контуру выполняют вручную опиливанием или фрезерованием пакета шаблонов на станке КФМ-3А.
Базовые и монтажные отверстия сверлят на плаз-кондукторе в такой последовательности: заготовку шаблона крепят прихватами на плаз-кондукторной плите; через поперечную кондукторную линейку с переходной втулкой в заготовке сверлят первое отверстие диаметром 7,7 мм; через вторую поперечную плаз-кондукторную линейку сверлят второе отверстие диаметром 7,7 мм; оба отверстия развертывают развертками до диаметра 8А; контролируют отверстия.
Далее наносят общую и специальную информацию. К общей информации относятся: шифр изделия; условное обозначение шаблона, номер чертежа, материал детали, срок действия шаблона; предприятие; номер цеха; табельный номер исполнителя; дата изготовления шаблона; клеймо БТК; источник изготовления (чертеж, таблица и т. д.). К специальной относится информация, дополняющая геометрические и технологические параметры деталей, изготовляемых по данным шаблонам.
Плазовые разбивки теоретических чертежей строящегося судна производят для того, чтобы с помощью их производить разметки контурных криволинейных деталей набора корпуса: шпангоутов, стрингеров, бимсов, листов обшивки и прочее. На плазе изготовляют так называемую плазовую оснастку.
К плазовой оснастке относят: плазовые рейки со снятыми на них размерами расстояний от ДП пазов, стрингеров, голубниц и др. (в последнее время такие рейки применяют ограниченно), малочные доски, контурные и гибочные шаблоны (для гибки и разметки деталей корпуса со всеми исходными размерами), плазовые каркасы (для изготовления по ним листов сложной погиби), макеты (для отработки монтажа оборудования или формы сопряжения различных деталей) и модели (для обработки форм литых деталей корпуса).
Рейки делают из хорошо просушенных сосновых брусков сечениями: 20X20 мм — для продольных растяжек и 5×30 мм — для поперечных растяжек. Последние накладываются друг на друга по кривым (3—4 рейки). Размеры, снятые непосредственно с плаза или развертки, наносят на одну из 4-х сторон рейки; на следующей стороне снимают другие замеры и т. д. Для избежания ошибок при разметке на рейке соседние размеры дают с перекроем, т. е. если дана рейка между 10 и 20 шпангоутами, то следующую рейку дают не от 21 шпангоута, а от 18 до 28-го шпангоута.
Каждая рейка имеет свой номер и название. Если рейка служит для разметки листа вдоль корпуса, то на ней указывают носовую и кормовую части, если же рейка служит для разметки листа по борту, то на ней указывают «низ» и «верх» (рис. 44). На рейке указывают также порядковые номера шпангоутов, переборок или других отправных точек, которые являются основой для разметки. Но разметку по чертежам и плазовым рейкам производят только при индивидуальном и мелкосерийном строительстве (2—3 судна в год) и при судоремонте. На рис. 45 показан перенос контура кривой с помощью строевой линии с плаза. В середине контура детали на плазе, ограниченной кривой линией 1, с которой снимают рейку, проводят произвольную прямую — строевую линию и делят ее на 10—12 частей. Затем на рейку № 1 наносят расстояния от строевой линии в обе стороны до линии очертания (до точек а, 6, с, d, е, f, k, m, n), причем строевую линию на рейке отмечают буквой с. На рейку № 2, уложенную параллельно строевой линии, наносят точки деления строевой 1, 2, 3,4, 5 и т. д. Пользуясь этими двумя рейками, можно перенести любое очертание детали с плаза на размечаемый лист.
Малкой называют угол между корпусными деталями, не равный прямому. Угол, больший 90° (тупой), называют разводной малкой; угол, меньший 90° (острый) —сводной малкой. Под малку соединяют наружную обшивку и настилы палуб со шпангоутами, особенно в оконечностях корпуса судна.
Малку всегда определяют но плазовому корпусу. Для этого с проекции «Корпус» снимают «прогресс», т. е. расстояние между соседними практическими шпангоутами по прямой и строят продольную растяжку в данной шпации. Угол между направлением шпангоута и направлением продольной растяжки является искомой малкой. Малку можно определить прибором — плазовым малочником (рис. 46). На вертикальной рейке малочника откладывают практическую шпацию (Шн), горизонтальную рейку устанавливают по направлению прогресса, а конец рейки гипотенузы устанавливают на расстоянии прогресса n от вертикальной рейки. Угол между рейкой гипотенузы и горизонтальной рейкой будет искомой малкой. Затем снятые малки наносят на малочные доски и передают их в цех. Перенос малок с малочной доски на конструкцию производят угольником с подвижными полками. При любых соединениях частей корпуса стремятся к тому, чтобы малка была разводной.
Шаблоны, по которым производят растяжку криволинейных деталей, должны быть изготовлены в натуральную величину, поэтому при масштабном исполнении плазового корпуса необходимо увеличивать проекцию «Корпус» до натуральных размеров. Шаблон — плоский образец, по которому изготовляют детали или проверяют правильность формы готового изделия. При постройке судна шаблоны используют для разметки деталей корпуса, проверки формы согнутых листовых и профильных деталей, а также для контуровки плоских секций и выполнения многих проверочных работ.
Шаблоны изготовляют из досок толщиной 10—15 мм и фанеры толщиной 3—5 мм. Крупногабаритные контурные и гибочные шаблоны изготовляют как наборные из досок, а мелкие для деталей — из фанеры (рис. 47). При серийной постройке судов шаблоны часто изготовляют из тонких стальных листов или из алюминиевых сплавов. Точность изготовления шаблонов должна быть такой, чтобы на его рабочих кромках не было отступлений от плазовых линий более чем на 0,5 мм (половина толщины линии на натурном плазе).
На доску для будущего шаблона кривую линию переносят с натурного плаза следующими способами:
первый способ состоит в том, что на полу плаза (или на плазовом щите) вдоль снимаемой кривой линии укладывают гвозди стержнями по направлению радиуса кривизны линии, а шляпками — вдоль кривой линии. На гвозди сверху укладывают доску и прижимают ее так, чтобы шляпки гвоздей врезались в доску или оставили на ней отпечатки. По этим отпечаткам на доске с помощью гибкой рейки прочерчивают требуемую линию, по которой обрезают доску. Таким образом получают шаблон. Чтобы не портить плаз, шляпки гвоздей с одной стороны спиливают;
второй способ — способ снятия кривых с помощью плазовых шпилек. Шпильки представляют собой металлические пластинки с отогнутыми под прямым углом и заточенными концами (рис. 48). Шпильки кладут по линии острыми концами вверх, аккуратно укладывают на них доску заготовки шаблона и прижимают ее к шпилькам. Острые концы шпилек врезаются в заготовку, отмечая копируемую линию. Проколы соединяют плавной линией, затем обрезают доску на ленточной пиле и обрабатывают столярными инструментами, контролируя точность рабочей кромки шаблона по линии плаза;
третий способ состоит в том, что на полу плаза рядом со снимаемой кривой укладывают доску шаблона и циркулем на этой доске засекают дуги одного радиуса. Затем гибкой рейкой прочерчивают по дугам необходимую кривую (как огибающую). Этот способ дает большую точность при переносе кривых с плаза.
Для крупногабаритных шаблонов сначала изготовляют вышеуказанными способами элементы (стороны), устанавливают и проверяют их по линиям плаза, затем сколачивают их гвоздями и раскрепляют раскосами для обеспечения жесткости.
На готовые шаблоны наносят риски стыков и пазов листов, притыкания стрингеров, голубниц и другие контрольные линии и условные обозначения. Обязательно на шаблоне наносят контрольную линию (например, ДП судна или нулевую килевую) ; правильность шаблона проверяют натягиванием нитки (шнура), которая должна совпадать с контрольной.
Каркасы плазовые делают для изготовления по ним листов или конструкций сложной формы (рис. 49); выполняют при невозможности создания достаточно точной геометрической развертки листа, т. е. для проверки погиби листов особо сложной кривизны.
Рис. 49. Изготовлена каркаса:
а — проекция линий детали на плазовом «Корпусе», б — шаблон сечения для каркаса; в — собранный каркас, г — шаблон раскроя для разметки детали, изготовленный с каркаса
Каркасы изготовляют из отдельных поперечных деревянных шаблонов (толщиной 10—12 мм) в виде рамок, устанавливаемых в плоскостях шпангоутов, соединяемых друг с другом продольными гибкими рейками, как продольными связями. При установке каркаса на плазе расстояния между шаблонами должны быть равны нормальной шпации. При установке шаблонов-шпангоутов на плазе необходимо соблюдать вертикальность этих шаблонов (по угольнику) и стремиться к тому, чтобы контрольная линия, прочерченная на плазе, совпадала с контрольной линией на шаблонах. Поперечные шаблоны делают на один борт с перекрытием ДП и по борту не менее 500 мм. Такие каркасы бывают очень громоздкими, поэтому (для экономии пиломатериалов и удобства работы) изготовляют усеченные каркасы, у которых основание не перпендикулярно плоскости шпангоутов и их сборку производят по малкам. Эту работу выполняют точным построением.
Макеты отдельных отсеков или их частей изготовляют для уточнения расположения на судне машин, механизмов, трубопроводов, трасс электрических кабелей и приборов, а также для отработки сопряжения обводов наиболее сложных частей корпуса (выкружки, кронштейны, якорные клюзы). По макетам (после отработки) составляют рабочие чертежи и модели для отливок.
Очень часто изготовляют макет носовой части оконечности с якорными клюзами. На макете протаскивают модель якоря и затем отрабатывают форму якорного клюза, чтобы якорь на судне входил в клюз и лапы якоря прилегали к корпусу по-походному.
На макете проверяют выход гребного вала в корме корпуса и после этого изготовляют деревянную модель дейдвуда корпуса с мортирами и лапами кронштейнов гребных валов.
Всю перечисленную оснастку относят к натурным размерам корпуса, но, как выше было указано, применяют и масштабную разметку.
Разработка эскизов. Большинство разрабатываемых на плазе эскизов можно разбить на две основные группы: эскизы разметочные (т. е. для разметки деталей корпуса) и эскизы для сборки и контуровки секций. Большинство эскизов являются разметочными. Эскизы разрабатывают на основании рабочих чертежей, плазовой разбивки корпуса, разверток листов обшивки, шаблонов, каркасов и макетов. Детали на эскизах вычерчивают без масштаба, но с соблюдением примерной пропорциональности размеров (Рис. 50).
Рис. 50. Эскизы: а — стрингера, б — секции
Размеры на эскизах проставляются от двух взаимно перпендикулярных линий, принимаемых за базовые. Кроме контура детали и ее размеров на эскизах наносятся линии вырезов, контрольные линии, линии притыкания смежных деталей, а также отмечается положение детали на судне, количество деталей, изготовляемых по данному эскизу, марка и толщина материала, номер заказа, чертежа и детали. С плаза эскизы передают в технологическое бюро, где на них проставляют порядок обработки деталей. Эскизы, как правило, разрабатывают отдельно для каждой детали и затем брошюруют по секциям.
Эскиз является основным документом при разметке деталей на металле. Для разметки наиболее сложных деталей к эскизам прилагают шаблоны, рейки или каркасы, что специально оговаривается в эскизах.